В настоящее время возрастает количество детей, испытывающих трудности усвоения программ обучения.
И эта тенденция характерна не только для школы, но и для детских садов: увеличивается количество детей, которые ведут себя более шумно, чем остальные; детей, у которых возникают сложности в прослушивании сказки или рассказа, сложности в выполнении определенных движений на физкультурном или музыкальном занятии; таким детям (в отличии от их сверстников) требуется более длительное время для запоминания букв и цифр, часто такие дети не любят рисовать и срисовывать.
В школьном возрасте у детей может наблюдаться повышенное проявление агрессивности, неуверенности в себе, проблемы в общении со сверстниками, педагогами.
Часто дети испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе часто формируют у них негативное отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими. Все это способствует асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте.
Психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.
Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям, актуализирующимся в конкретных социальных условиях. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга.
Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии.
Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.
Школьная неуспеваемость обусловлена рядом внешних и внутренних факторов: неравномерное созревание мозговых зон, недостаточная «зрелость» психических процессов, несоответствие психолого-педагогических методик обучения психофизиологическим особенностям ребенка. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.
Можно выделить четыре основные причины школьной неуспеваемости:
1. Предъявляемые школьнику требования могут не совпадать по времени со стадией нормального функционального развития мозга ребенка, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач.
2. Отставание в анатомическом развитии отдельных структур мозга ребенка и, следовательно, в формировании функциональных систем психики.
3. В процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи.
4. Предлагаемые школьнику методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов.
Часто с такими детьми усиленно работают логопеды, учителя, психологи, а родители продолжают жаловаться на то, что ребенок все знал, потом заболел и опять у него ничего не получается.
Одновременно с этим нарастает количество детей с сосудистыми и костно-мышечными проблемами, снижением иммунитета, аллергиями, дисфункциями различных систем организма. У большого количества детей наблюдаются задержки речевого развития, дисграфии, несформированность произвольной саморегуляции, повышенная возбудимость, истощаемость, склонность к неврозоподобным состояниям.
Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и врачи фиксируют вариант развития в пределах нормы. Между тем проблемы обучаемости таких детей для родителей и педагогов часто становятся практически не разрешимы.
В таких случаях сначала нужны занятия с нейропсихологом – специалистом, работающим с формирующимся мозгом.
Именно нейропсихолог способен определить, как развивается мозг ребенка, насколько готовы к восприятию школьной информации разные зоны мозга. Нейропсихолог проверяет не актуальные знания, умения, навыки, а определяет готовность мозговых зон к обучению, к восприятию новой информации.
Во время нейропсихологической диагностики проводится качественный анализ разнообразных симптомов с объединением их в синдром.
Одновременно или чуть позднее к работе с ребенком подключаются специалисты смежной специальности – логопеды. Практика показывает, что совместная работа нейропсихологов и логопедов приносит ощутимые результаты, выражающиеся в улучшении успеваемости и поведения ребенка школьного возраста, а также является оптимальной формой подготовки ребенка к школе.
Ждем Вас в нашем центре!
Нужен логопед в Москве? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».