Итак, микрофон у вас в руках. Как его держать, чтобы все думали, что вы это делаете не в первый раз? Только кончиками пальцев, не пытаясь обхватить всей ладонью. При этом все пальцы должны лежать на микрофоне. Особенно нужно следить за мизинцем, он не должен кокетливо оттопыриваться. Локоть при этом расслаблен и опущен. Им вы должны чувствовать ребра. Типовая ошибка – задирание локтя почти на уровень подбородка. Выступающий при этом похож на репетирующего утреннюю зорьку горниста.

Микрофон следует удерживать на одинаковом расстоянии ото рта на протяжении всего выступления. Чтобы рассчитать оптимальное расстояние, рекомендуют приложить ребром ладонь с сомкнутыми пальцами к губам так, чтобы указательный касался губ. Безымянный палец в этом случае и будет там, где должен быть край микрофона. Если держать его дальше, голос будет звучать не так красиво, если ближе – при произнесении звука П микрофон будет издавать малоприятный звук. Это расстояние нельзя менять в ходе выступления. Наклоняясь, наклоняйте и микрофон. Как вы знаете, земляне наблюдают один и тот рисунок на поверхности луны потому, что она вращается вокруг земли, будучи обращена к ней одной и той же стороной. Символически это природное явление вы и должны отражать во время выступления с микрофоном: куда бы вы не повернулись, микрофон поворачивается вместе с вами, причем оставаясь не только на одном том же расстоянии от вас, но и повернутым одной и той же стороной к вам. Лучший звук при этом получается, когда микрофон образует перпендикуляр с вертикальной линией вашего лица.

Перед выступлением необходимо проверить, где находятся динамики. Если они находятся у вас за спиной, нужно быть особенно осторожным: когда мембрана микрофона и мембрана динамика направлены друг на друга, они вступают в резонанс и раздается адский душераздирающий свист, который приводит в панику выступающего, заставляет заткнуть уши всех присутствующих, а звукооператора выругаться, (это называется «микрофон фонит») Если вы зарапортовались и допустили эту ошибку, не теряйтесь: все, что нужно вам сделать - это отвернуть микрофон от динамиков.

Конечно, при использовании микрофона вы ограничены в возможности жестикулирования. Обычно рекомендуют держать микрофон в рабочей руке, то есть – левшам – в левой, а правшам – в правой. Для жестикуляции остается свободная рука и все тело. Типичная ошибка выступающего – попытка жестикулировать и той рукой, в которой находится микрофон. Это оборачивается страшной пыткой для слушателей, так как звук с периодом в несколько секунд плавает в диапазоне от затишья перед бурей до самой бури. Впрочем, вы ведь бывали в подобном положении, правда?

Если ваш микрофон со шнуром, то перемещаясь по сцене, вам необходимо использовать нерабочую руку, для того, чтобы шнур не попал вам под ноги. Постепенно это движение становится автоматическим и не требует концентрации внимания. Многие профессиональные исполнители делают это настолько изящно, что привлекают дополнительное внимание, подчеркивают свою раскованность и уверенность в себе. Малоопытный же оратор, наступив на шнур, иногда выглядит довольно комично, когда у него из рук, подобно Царевне-лягушке, вдруг выпрыгивает дорогостоящий микрофон или из микрофона выдергивается шнур. И на несколько минут все становятся свидетелями довольно захватывающего зрелища: оратор пытается приладить на место этот чертов провод.

Если вам повезло и вы выступаете с более современным микрофоном, все проще. Шнура у него нет, но хороший микрофон не дает никакого фона, поэтому не всегда бывает ясно, работает ли он. Кроме того, выступающий слышит себя скорее через черепную коробку, чем через динамики, поэтому не всегда бывает уверен, что микрофон включен. Малоопытный оратор выдает себя постукиванием по защитной сетке и магическим «раз-раз». Если вы тоже не уверены, выйдя к микрофону, просто поздоровайтесь с сидящими в зале. По реакции зала можно сразу понять, слышат ли вас. Как включается микрофон, полезно выяснить заранее.

Теперь о штативе. Чаще его называют «стойка». Стойка бывает двух типов: телескопическая и «журавль». С телескопической стойкой работать труднее по двум причинам. Если у вас большой живот или пышная грудь, вы не сможете приблизится к микрофону на расстояние, необходимое для лучшего звучания. Кроме того, его сложно отрегулировать по высоте. А регулировать придется. Неопытный оратор часто говорит в микрофон, находящийся на той высоте, на которой его оставил предыдущий оратор. Теперь «журавль». Такую стойку можно наклонить одним движением руки. При этом надо учесть две вещи. Во-первых, она издает дикий скрип, усиленный микрофоном многократно. Для ликвидации этой опасности в момент изменения высоты незаметно для слушателей выключают микрофон, а потом сразу включают. Все современные микрофоны оснащены выключателем на корпусе. Не стоит однако пользоваться выключателем «on/off», т.к. беззвучно полное выключение микрофона не происходит. Для подобных случаев существует выключатель «mute». Им и пользуются. Во-вторых, при изменении высоты стойки, изменяется и угол наклона микрофона. Поэтому нужно установить микрофон перпендикулярно вашему лицу или параллельно полу с легким наклоном вперед.

Бывает, что у вас берут интервью, и микрофон держит в руках задающий вопросы. Не пытайтесь вступить в схватку с сопротивляющейся журналисткой, не вытаскивайте микрофон из ее пальцев. Она знает, как этот микрофон настроен и на каком расстоянии держать его от вашего рта. Как бы вы не вертелись, она за вами поспеет, будьте уверены.

Есть еще микрофон «петлица». Он крепится на лацкан пиджака или свитер специальной клипсой. Об этом микрофоне вообще можно забыть, т.к. влиять на его положение невозможно. Если запись идет в прямом эфире, то надо постараться делать меньше движений, которые вызывают трение тканей.

Для начинающего оратора необходима практика работы с микрофоном. Найдите дома предмет, похожий на микрофон. Чаще всего рекомендуют банан. Он похож и по размерам и по весу. Привяжите к хвостику банана шнур и прорепетируйте ваше выступление. С движением и жестикуляцией. При перемещениях изящно поправляйте шнур, чтобы он не попадал вам под ноги. При этом сохраняйте воображаемый зрительный контакт с аудиторией. После репетиции лучше прийти на место выступления заранее, походить по сцене, попросить включить микрофон. Поговорить в него, походить с ним, попробывать на вес стойку, поднять и опустить микрофон несколько раз, найти кнопку включения. Необходимо привыкнуть к своему голосу, раздающемуся из динамиков. И тогда вы станете чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее. Ваша уверенность усилится по мере приобретения опыта.
А опыт – дело наживное. Удачи!
(использованы материалы из книги «Камасутра для оратора» Р. Гандапаса)