Подготовка к школе

Современный родитель на вопрос: буду ли я готовить ребенка к школе, отвечает  - буду. И с трех лет начинает активно готовить ребенка к школе.

          Социум, телевидение, мамочки на площадке, детские клубы формируют решение родителей  - быстрее учить читать, быстрее учить писать, сложение, вычитание... Мы забываем  (или не знаем) основы педагогики и психологии. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, а не сидение за партой. Именно в игре формируются многие психологические особенности ребенка. Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В ходе игры развиваются произвольные внимание и память, формируются основные навыки общения со сверстниками. Ребенок к 5-6 годам должен уметь штриховать, контролируя силу нажима, должен уметь вырезать ножницами, должен уметь завязывать узлы на шнурках, застегивать пуговицы, создавать аппликации, лепить из пластилина, прыгать через скакалочку, лазить по деревьям и преодолевать препятствия, играть в подвижные игры с мячом, играть в сюжетно-ролевые игры со сверстниками.

          Что же делает современное общество? Уже с года или двух лет детей сажают за планшет, иначе ребенок не будет есть, в три года им включают бесконечные мультики, лишь бы не отвлекал маму, в пять - ребенок сидит в телефоне, играет в «бегалки», «стрелялки», в лучшем случае в развивающие игры. Ребенок все больше влипает в иллюзорный мир и яркие картинки, радуется клиповой подаче информации, ребенок минует манипуляцию реальными предметами и выстраивание отношений с реальными детьми. Глобальное чтение в 2 года, английский до появления устойчивого русского. Все перепуталось в головах у родителей. Все бегут вперед, забывая развитие элементарных навыков и психических процессов. Современный ребенок не может один сидеть в комнате и играть, он не умеет себя развлечь и занять, ему все время нужны развлечения или присутствие мамы. В итоге в 5-6 лет ребенка приводят на занятия по подготовке к школе, а у него нет мелкой моторики, мышцы рук атрофированы, карандаш выпадает из рук, малыш невнимателен, гиперактивен, отсутствует самоконтроль, ему скучно везде, где бы он не находился, потому что нет видеоряда, нет яркости, ребенок раскоординирован, не умеет прыгать на одной ноге, не умеет ловить мяч, нарушены пространственные представления и умение сосредотачиваться.

 Итак. Готовить или не готовить к школе?

          Я бы сказала, не готовить к школе, а развивать согласно возрастным потребностям. И не давить на ребенка, если вдруг он не справляется с заданием в тетради, ориентированной на возраст 5 лет. Возрастные разграничения, написанные на тетрадях, это условные границы. Ребенок не обязан им соответствовать. У каждого из нас разные ведущие виды памяти: у кого-то зрительная, у кого-то слуховая, а у кого-то осязательная (тактильная) или обонятельная. Развивающие тетради рассчитаны только на зрительное восприятие и память, если педагог специально не задействует остальные виды памяти и восприятия.

          Больших волевых усилий от ребенка требует умение сосредоточиться, сесть  за  стол и что-то сделать самостоятельно, не отвлекаясь. Дети в 5-6 лет имеют право сидеть не за партой, а на ковре, на полу, если им так комфортнее воспринимать материал, то сделать это необходимо. Посмотрите на опыт американских педагогов, где ребенок не сидит за партой и ему долго не задают домашние задания.

          Основная сложность, когда ребенок начинает учиться писать  – это сложность перенестись из объемного, реального мира в плоскостной мир тетради, мир разлинованного листа, где есть вверх и низ, но это не потолок и пол в комнате. Поэтому до обучения письму дети должны много рисовать и раскрашивать, везде и все подряд. Ребенка надо хвалить, чтобы он не нарисовал. Давать ему использовать и ручки, и карандаши, и краски, и фломастеры, и мел  - все в помощь.

          Что касается математики, то все детки, даже самые талантливые, должны пройти через счет конкретных предметов, через манипуляцию игрушками и муляжами грибочков, яблок, конфет, через счет на пальцах. Нельзя начинать складывать тысячи и миллионы, как заученные шаблоны, если ребенок еще не усвоил счет до 10. Форма, размер, цвет, больше, меньше, выше, длиннее – все это та математика, которая необходима ребенку в дошкольном возрасте.

Готовим в школе это:

·       Формируем фонематическое восприятие и звуковой анализ и синтез;

·       Развиваем пространственные представления, понимания право-лево в своем теле, в пространстве;

·       Развиваем мелкую моторику;

·       Развиваем умение сосредоточиться, сконцентрироваться и выполнить по инструкции задание;

·       Учим представлениям: больше, меньше, равно, выше, длиннее, поровну, по парам, каждый второй и т.д.;

·       Учим подмечать периодичность и видеть закономерности;

·       Учим видеть количество и визуализировать его в цифру. Учим оперировать числами. Учим решать практические задачи с конкретными предметами;

·       Учим программировать свою деятельность и прогнозировать результат;

·       С 5-6 лет учим буквы, слоги, читаем простые слова, постепенно доводя до автоматизма навык чтения. Понимаем, что красивое чтение, без запинок и не по слогам, возможно не ранее 7-8 лет, при условии полностью сохранной слухоречевой памяти;

·       Развиваем речь в целом: устраняем дефекты звукопроизношения и пробелы лексического запаса;

·       Развиваем представления об окружающем мире.