Алалия - причины, симптомы и лечение
Причины возникновения алалии
Алалия, или невозможность выражать себя вербально, обусловлена органическим поражением речевых центров мозга, которое происходит во время беременности или в раннем детстве перед развитием связной речи. Факторы, приводящие к алалии, разнообразны и могут воздействовать на разные этапы детского развития:
Период до рождения. Повреждение речевых зон может быть вызвано гипоксией плода, инфекциями внутриутробно (TORCH-синдром), угрозой прерывания беременности, токсикозами, падениями беременных и другими хроническими заболеваниями матери.
Родовой период. Сложное течение беременности может сопровождаться осложнениями при родах и в перинатальном периоде. Алалия может быть результатом асфиксии новорожденного, недоношенности, травмы при родах или использования акушерских инструментов.
Послеродовой период. Наследственная предрасположенность и факторы, такие как частые заболевания в раннем детстве, операции под наркозом и неблагоприятные социальные условия, могут усугубить причины алалии.
Как правило, у детей с алалией можно наблюдать комбинацию факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции.
Симптомы моторной алалии
Неврологические признаки
У детей с моторной алалией наблюдаются специфические неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологические симптомы моторной алалии включают двигательные расстройства, такие как неуклюжесть, недостаточная координация движений и слабое развитие моторики рук. У детей могут возникать проблемы с выполнением самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков) и мелкомоторными навыками (сборка пазлов и др.).
Психологические признаки
У детей с моторной алалией наблюдаются нарушения памяти (особенно слуховой), внимания, восприятия, а также эмоционально-волевой сферы. В поведении эти дети могут быть гиперактивными, непоседливыми, малоподвижными или заторможенными. Они обычно имеют пониженную работоспособность, быструю утомляемость и негативное отношение к речи. У них также наблюдаются интеллектуальные нарушения, связанные с недостаточностью речи, которые постепенно компенсируются по мере развития речи.
Речевые признаки
У детей с моторной алалией наблюдается ярко выраженная диссоциация между пониманием и произношением речи. То есть, они понимают речь в большей степени, чем могут самостоятельно говорить. Все стадии развития речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) развиваются с задержкой, а сами речевые реакции ограничены. У детей с афферентной моторной алалией, в отличие от дизартрии, есть потенциал для артикуляционных движений, но их произношение сильно искажено. Они часто делают ошибки и замены звуков, что делает воспроизведение слова сложным или невозможным.
У детей с эфферентной моторной алалией основным дефектом речи является невозможность выполнения последовательных артикуляционных движений, что приводит к грубому искажению слоговой структуры слова. Отсутствие формировки динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.
Лечение моторной алалии
Для коррекции моторной алалии рекомендуется использовать индивидуальный подход, основанный на особенностях каждого ребенка. Важно развивать и укреплять моторные навыки, связанные с артикуляцией и координацией жевательных и глотательных движений.
В работе над моторной алалией могут использоваться следующие методы:
1. Артикуляционная гимнастика. Это система упражнений, направленных на развитие и улучшение работы речевого аппарата. Ребенку предлагаются различные звукопроизводящие движения, например, складывание и разжимание губ, потягивание языка вперед и назад и т.д.
2. Логоритмика. Этот метод использует ритмические упражнения и игры, которые помогают развить речевую ритмику и интонацию. Он также способствует улучшению координации движений и развитию слухового восприятия.
3. Игровая терапия. В ходе игровых занятий ребенок может изучать и использовать новые слова и выражения, что помогает развить словарный запас и запоминание слов.
4. Работа с пиктограммами и символами. Использование визуальных средств, таких как картинки и символы, может помочь ребенку лучше понимать значения слов и усваивать новую лексику.
5. Работа с логопедом. Квалифицированный логопед может проводить индивидуальные занятия с ребенком, учитывая его особенности и потребности. Логопед поможет развить и улучшить речевые навыки, работая над произношением, словарным запасом и связной речью.
Важно отметить, что достижение успеха в коррекции моторной алалии требует постоянной практики и терпения со стороны ребенка, родителей и специалистов.
Также важно проводить профессиональные медицинские обследования и своевременно выявлять и лечить любые нарушения развития речи у детей. Регулярные занятия с логопедом помогут ребенку развить свою речь и преодолеть алалию. Однако следует отметить, что прогноз и результаты коррекционной работы по алалии могут различаться в зависимости от многих факторов, таких как тип алалии, возраст ребенка, индивидуальные особенности и т.д. Поэтому необходимо индивидуальный подход к каждому ребенку и его особенностям.