Ошибки при постановке звука «Р»

Бывает, что родители берутся сами поставить звук Р ребёнку. Открывают методичку или находят ролик в интернете, занимаются регулярно, вроде бы всё делают правильно, но результата нет. Почему так происходит? В чём могут быть ошибки? Перечислим основные.


Ошибки в постановке звука Р


Ребенку нет 4 лет. Речь развивается поэтапно. Пока не встали другие звуки, заниматься постановкой звука Р бесполезно. Поэтому не стоит торопить события. Заниматься постановкой звука Р можно, если малышу уже есть 4 года и все остальные звуки он произносит верно.


Неправильное дыхание. Для образования звука Р требуется направленная и довольно сильная струя воздуха. Именно она заставляет вибрировать кончик языка. С этим у многих детей бывают проблемы. Они часто не отличают носовое и ротовое дыхание, не могут управлять струёй воздуха. Поэтому сначала нужно малыша научить правильно выдыхать через рот и управлять воздушной струёй. Для этого есть несколько специальных упражнений, которые выполняются в игровой форме.


Неправильная артикуляционная поза. Для произношения звука Р малыш должен растянуть губы, поднять кверху язык и установить его к основанию верхних зубов. Только когда язык и губы находятся в нужной позиции можно подключать направленную воздушную струю, а затем и вибрацию голосовых связок. Обычно на это уходит несколько занятий.


Проблемы с фонематическим слухом. Чтобы ребёнок мог воспроизвести звук Р, он должен его правильно услышать, вычленить из остальных звуков. Если кроха сделать этого не может, то все усилия по постановке Р окажутся тщетными.


Проблемы органического характера. Иногда постановка звука Р затруднена в связи с особенностями анатомического строения. К примеру, короткая уздечка языка не дает возможности установить язык в нужную позицию, а большой язык мешает направленности воздушной струи. 


Неврологические проблемы. Нарушена нервная регуляция речевого аппарата. При этом сбой может быть на любом уровне, вплоть до центрального.


Учитывая вышесказанное, постановка звука Р должна начинаться с визита к логопеду. Специалист проведёт диагностику, определит возможную проблему и обозначит траекторию занятий с ребёнком. При этом могут понадобиться: консультация и лечение у врача-невролога, операция (например, подрезание уздечки языка), определение слуха с последующим лечением у лор-врача или сурдолога. Избегайте
ошибок в постановке звука Р, чтобы справиться с проблемой быстро.