Работа логопеда со слабовидящими детьми


При работе со слабовидящими детьми обязательно учитываются возможности остаточного зрения. Ребенок может различать цвета, более темные или светлые оттенки. Поэтому важно использовать подходящий дидактический материал, который обеспечивает наглядность. Это могут быть контрастные крупные или рельефные картинки, бруски, кубики разного цвета, размера.

 

Как сделать логопедические пособия более наглядными

 

·      Усилить контуры изображений.

·      Использовать контрастные цвета.

·      Минимизировать количество второстепенных элементов.

·      Использовать разную ширину контуров для главных и второстепенных деталей.

 

Как показывать наглядный материал

 

Чтобы ребенок хорошо воспринял демонстрационный материал, необходимо устанавливать его перед ним неподвижно:

·      если работаете с расходящимся косоглазием, ставьте предмет или картинку на стол, со сходящимся – на подставку;

·      с близорукостью – на расстоянии не более 30 см, с дальнозоркостью – не менее 1 метра.

 

Как работать

 

Слабовидящий ребенок зрительные образы воспринимает неточно, не связывает их с определенными артикуляционными движениями. Фиксируется фонематическое недоразвитие. Чтобы его преодолеть, нужно развивать кинестетические ощущения с опорой на остаточное зрение и тактильные ощущения. Специалист обучает распознавать речевые и неречевые звуки, интерпретировать их. Так формируется фонематический слух.

 

Ребенок учится делить слова на звуки, определять место каждого звука в слове. Затем происходит понимание состава слова, различаются гласные и согласные, понятие твердости и мягкости согласных.

 

Основной метод обучения – игра с использованием большого количества демонстрационного материала. При этом прослеживаются три этапа.

1.    Сначала объясняется какое-либо явление, понятие.

2.    Затем изучается образ этого явления или понятия.

3.    После этого настает период длительной речевой практики, повторения и закрепления.

 

Так существенно расширяется словарный запас, он становится осознанным. Дети не бездумно заучивают новые слова, а понимают, что каждое обозначает.

 

Работа ведется от простого к сложному. Цель – свободное рассуждение учащегося, способность высказывать свое мнение о предметах, событиях, ощущениях.