Роль логопеда в детском саду
Опытный логопед может оказать детскому саду большую
помощь. Прежде всего он выступает в роли консультанта воспитателя, ни в
коем случае не подменяя его.
В случаях тяжелых нарушений речи, при отсутствии возможности поместить ребенка в специальное учреждение, логопед
сам, с помощью воспитателя, ведет логопедическую работу с дошкольником в
отведенное для этого время. Тесное содружество воспитателя с логопедом
наилучшим образом обеспечит успех.
Вместе с тем логопед
является активным пропагандистом логопедической работы в детских садах,
инициатором организации разнообразных мероприятий логопедической
подготовки воспитателей и преподавателей при проведении этих
мероприятий.
Следует предупредить опасность недопустимого прямого переноса
логопедических методов, применяемых к школьникам и подросткам, на детей
дошкольного возраста. Вот почему было бы очень полезно готовить
логопедические кадры для детских садов из воспитателей этих учреждений.
Необходимо, чтобы подготовку воспитатели получали в педучилищах примерно
в объеме данного пособия. Преподавателями могут быть опытные логопеды.
Подготовка может быть в форме логопедических семинаров, практикумов и
краткосрочных курсов, которые организуются об-л(гор)оно, институтами
усовершенствования учителей, педкабинетами. Такие мероприятия в Москве, в
Ленинграде, Горьком, Саратове и в других городах вполне оправдали себя.
Прилагаем в качестве примера план логопедического семинара для
воспитателей детских садов Ленинграда, проведенного в 1950/51 и 1951/52
учебных годах (речевой материал обновлен).
В зависимости от местных условий этот план можно несколько сократить, но
не до 4 часов, как иногда делают. Краткое, а следовательно, крайне
поверхностное знакомство с логопедией приводит лишь к упрощенчеству,
примитивизму в теории и практике, к неоправданной самоуверенности
воспитателя в таком тонком и сложном деле, как логопедия. Вместо пользы
такая подготовка может во многих случаях принести вред. Не достигают
цели и оторванные от практики лекционные курсы. Логопеды же, не знающие
детей дошкольного возраста и работы детского сада в целом,
предварительно должны основательно изучить и детей и характер работы с
ними в детских садах.
Хватцев М. Е.