Коррекция недостатков произношения

развитие речи ребенкаК 4 годам ребенок должен произносить все звуки в соответствии с фонетической нормой русского языка. Однако некоторые дети к 4 годам не могут правильно произносить все звуки речи, так как их артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение у дошкольников до 4 лет признается специалистами допустимым явлением. И только после этого возраста нарушение звукопроизношения считается патологией.

Коррекцию неправильно произносимых звуков необходимо начинать в возрасте 4 лет. Очень часто произношение звуков является внешним проявлением более глубокого нарушения речи, медленного накопления словаря, неумения грамматически правильно оформить свои высказывания. В случаях, когда у ребенка тяжелое нарушение речи, следует обратиться за помощью к специалистам как можно раньше, так как коррекционная работа при некоторых логопедических заключениях чрезвычайно трудоемка, многопланова и требует длительной работы специалистов.

Недостатки произношения звуков могут повлечь за собой нарушения устного речевого общения и письма детей, поэтому очень важно устранить имеющиеся недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте. В этот период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, она гибка и податлива, следовательно, все виды нарушений звукопроизношения будут преодолеваться легче и быстрее.

Следует обратить внимание родителей на то, что каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную не только на формирование звуковой стороны речи, но и на развитие лексического словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи. Все это необходимо для общего психического развития ребенка, а также для его последующего обучения в школе.

Недостаток в произношении лишь единичных звуков часто легко поддается исправлению, родители сами могут помочь ребенку. Для этого необходимо:
• пробуждать интерес ребенка к звуковой стороне речи;
• приучать детей прислушиваться к речевым звукам и выделять их в простых словах;
• предлагать ребенку сравнивать на слух правильное и неправильное произнесение слов;
• поддерживать стремление ребенка более четко произносить слова и предложения;
• целенаправленно развивать у детей слуховое внимание, привычку вслушиваться в речь окружающих и сравнивать ее с собственной речью.

Чтобы выяснить, какие звуки у ребенка нарушены, полезно использовать набор картинок, на которых изображены: стол, маска; семь, осень, лось; зонт, коза; зима, газета; цепь, кольцо, перец; шапка, кошка, камыш; жук, ежи; щётка, овощи; чемодан, бочка, мяч; лук, белка; лев, малина, медаль; рак, помидор; река, карета, фонарь. (Вам может пригодиться иллюстративный материал вклейки или картинки лото «Покажи и назови», «Лото на четырех языках» и т. п.).

Предложите ребенку назвать изображенные на картинках предметы и зафиксируйте неправильно произносимые звуки в словах. Затем необходимо проверить, умеет ли ребенок произносить эти звуки изолированно. Для этого попросите его повторять отдельные звуки, например [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [р], [л] и т. д.
Если дошкольник не произносит какой-либо звук изолированно, то необходимо заняться постановкой этого звука. Для этого следует прежде всего:
• обратить внимание самого ребенка на недостаток его произношения (можно записать его речь на магнитофон, диктофон);
• показать образцы правильного произношения звука;
• сосредоточить внимание на положении органов речи (при этом полезно пользоваться зеркалом);
• продемонстрировать различия (артикуляционные, акустические) правильного и неправильного произношения.

Не рекомендуется одновременно исправлять произношение нескольких звуков. Кроме того, очень важна последовательность исправления неправильно произносимых звуков.

Установлено, что исправление недостатков произношения шипящих согласных значительно труднее, чем свистящих, поэтому если ребенок неправильно произносит те и другие согласные, то начинать работу надо со звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц] и только потом приступать к постановке звуков [ш], [ж], [ч], [ш']. Такой порядок определен дидактическим принципом последовательного перехода от простого к сложному. Исходя из того же принципа сначала работают над постановкой звуков [л] и [л'] и только после этого над звуками [р] и [р'].

Кондратенко И. Ю.