Стертая дизартрия – симптомы, причины и лечение
Стертая дизартрия у детей – что это?
Нарушения фонетики и просодики могут быть вызваны неполномасштабными изменениями иннервации мышц, управляющих органами артикуляции. Такие нарушения приводят к размытой дизартрии у маленьких детей, которая проявляется нечетким произношением и нередко затрудненной передачей звуков. Эта патология, хотя и не является слишком выраженной, требует лечения. Если не обратить внимания на симптомы и не начать лечение, они могут усиливаться, что может привести к нарушениям восприятия речи и затруднениям с чтением и письмом.
Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста – что это вообще значит?
В логопедии под стертой дизартрией подразумевается патология речи, при которой искажаются фонетические и просодические элементы из-за органического поражения головного мозга. Обнаружить эту патологию у ребенка можно только после достижения им 5-летнего возраста. Лечение состоит из длительного и комплексного курса, включающего медикаментозную терапию и логопедические занятия. Подход к лечению у каждого пациента индивидуален, поэтому нет единой схемы лечения.
Возможные причины патологии:
Задержка эмбрионального развития из-за недостаточного поступления кислорода через плаценту;
Резус-конфликт между матерью и эмбрионом;
Тяжелое протекание беременности, такие как токсикоз, высокое кровяное давление, диабет, патологии почек у беременной женщины;
Беременность, в которой женщина была инфицирована вирусными болезнями, такими как гепатит, герпес, токсоплазмоз, цитомегалия;
Сложные роды, включая длительное нахождение плода в матке без воды, недолгую асфиксию, применение вакуумных аппаратов или щипцов для ускорения родов;
Органические поражения головного мозга в раннем детском возрасте, вызванные менингитом, энцефалитом или другим инфекционным заболеванием (риск возникновения недуга увеличивается у младенцев, которые реагируют на введение вакцин с неправильной реакцией).
Если ребенок подвергался хотя бы одному из этих факторов, ему обязательно назначают детского невролога. Если через год наблюдений у ребенка нет признаков поражения головного мозга, его снимают с медицинского учета. Если же замечаются подозрительные симптомы, контроль продолжается.
Симптомы стертой дизартрии
Пациенты со стертой дизартрией подразделяются на три группы в зависимости от степени нарушения речевого развития:
1) Пациенты способны общаться, но испытывают трудности с восприятием и использованием предлогов и сложных глаголов. Речевая связь хорошая, словарный запас соответствует возрасту. Затрудненное произношение сложных слов. Могут иметь проблемы с ориентацией в пространстве.
2) Ошибки в произношении звуков и недоразвитие интонационных навыков, а также проблемы с фонематическим восприятием. Ошибки в произношении похожих фонем и слов. Словарный запас недостаточен для возраста. Затрудняется составление слов и согласование частей речи в предложениях.
3) Выраженные проблемы с речью и фонематическими навыками. Низкий словарный запас. Затруднения с образованием слогов. Нарушение грамматических норм.
Эта условная классификация необходима для разделения детей в дошкольных и школьных учреждениях и проведения необходимой терапии.
Лечение стертой дизартрии
Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предполагает комплексный подход к лечению. Лечение обычно длительное и включает прием медикаментов, коррекционные логопедические занятия и консультации с психологом.
Занятия с ребенком, страдающим от стертой дизартрии, должны проводиться родителями, логопедами и медицинскими специалистами. Развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики является основой терапии. Проводятся логопедические упражнения, включая массаж лицевой мускулатуры, дыхательную гимнастику и игры, которые требуют взаимодействия пальцев и мелких предметов.
Сеансы у психолога также могут быть полезны для устранения психологических проблем, связанных с речевыми дефектами.
Главное в лечении стертой дизартрии - регулярность проведения занятий. Рекомендуется делать упражнения, направленные на укрепление лицевой мускулатуры, такие как надувание щек, вибрационные движения губ, открытие и закрытие рта со щелканьем зубами, вытаскивание зажатой в зубах марли или бумаги, облизывание губ. Также полезны скороговорки и стишки для развития звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика, включающая подражание движениям педагога, помогает укрепить лицевую мускулатуру и правильное произношение звуков.
Логопедический массаж является обязательным элементом коррекции дизартрии, так как помогает готовить лицевые и ротовые мышцы к правильной артикуляции. Массаж может быть проведен как в рамках занятий с логопедом, так и в домашних условиях под руководством логопеда.