Виды нарушений звукопроизношения

нарушения речиНеправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например [м], [н], [т], [п].

Чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих ([с], [з], [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч], [ш']), сонорных ([р], [л]).
Выделяют четыре вида нарушений звукопроизношения (в пределах одного слова):
• отсутствие звука;
• искажение звука;
• замена звука;
• смешение звуков.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (вместо роза ребенок говорит «оза»), в середине (корова — «коова») или в конце (комар — «кома» ).

При искажении вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка, например:
• вместо звука [р] произносится велярный [р], образующийся при колебании разных участков мягкого нёба, или увулярный [р], при образовании которого вибрирует маленький язычок (продолжение мягкого нёба);
• вместо звука [с] произносится межзубный [с] (кончик языка не опускается вниз за нижние резцы, а располагается между верхними и нижними резцами);
• вместо звука [л] произносится двугубный [л] (происходит сближение или смыкание обеих губ).

Звук может заменяться другим звуком. Замены эти могут быть самыми разнообразными, например:
• «томок» вместо комок, «дубы» вместо губы (замены звуков, одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции);
• «това» вместо сова, «тон» вместо сон (замена звуков, одинаковых по месту артикуляции, но различных по способу образования);
• «фухари» вместо сухари, «фахар» вместо сахар (замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов речи);
• «томик» вместо домик, «заба» вместо жаба (замена звонких звуков глухими);
• «бряник» вместо пряник, «гочка» вместо кочка (замена глухих звуков звонкими);
• «ряду га» вместо радуга, «Сона» вместо Соня (замена мягких звуков твердыми и твердых мягкими).

Смешение звуков — это недостаток речи, который выражается в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи (например, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки произносит — «шанки»); смешение звуков — признак незаконченности процесса овладения системой фонем; нормально этот процесс полностью завершается у ребенка к 4-5 годам, когда все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

Кондратенко И. Ю.