Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Само понимание механизмов возникновения общего недоразвития речи
и знание особенностей его проявления у детей определяет необходимость
применения комплекса коррекционных мероприятий. Под современным
комплексным подходом к преодолению общего недоразвития речи
мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на неврологическое и
психофизическое состояние ребенка со стороны разных специалистов.
Основой для создания специального метода, который бы соответствовал
физиологическим и психическим возможностям ребенка дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи,
послужила комплексная методика устранения заикания у детей раннего и
дошкольного возраста, апробированная Н.А. Власовой под руководством В.А.
Гиляровского в 1930 году в условиях психоортопедической площадки, где
маленькие пациенты находились первую половину дня в течение 1,5—3
месяцев. Предлагаемая система медико-педагогических мероприятий была
построена с учетом возрастных особенностей ребенка, его потребностей и
возможностей и содержала два основных направления: устранение
психических симптомов и укрепление общего состояния [Гиляровский, 1932].
В настоящее время метод представляет собой комплекс лечебно-педагогических мер, применение которого реально, когда коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста проводится в условиях специального детского сада.
Перед зачислением в группу специального детского сада ребенок проходит клиническое и логопедическое обследование,
в процессе которого определяется его соматическое, неврологическое и
психическое состояние. Логопед обследует его неречевые и речевые
функции, выявляет личностные и характерологические особенности. В беседе
с родителями собираются анамнестические сведения. Полученные данные
обследования обсуждаются членами районной или городской
медико-педагогической комиссии, которые ставят первичный диагноз и
направляют ребенка в соответствующее учреждение. При необходимости к
дискуссии могут быть подключены коррекционный педагог и психолог.
Основой для направления детей с нарушенным речевым развитием в
соответствующие группы детского сада служит симптомологический критерий
диагностики. Данный уровень анализа речевых нарушений
(психолого-педагогическая классификация) позволяет описать внешние
симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные
компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое
недоразвитие и т.д.) и решает практические задачи: комплектование групп и
создание предпосылок для определения характера речевой патологии.
Медицинские данные, клинические характеристики, ориентированные на
объяснение причин возникновения речевых расстройств, способствуют
уточнению логопедического диагноза (клинико-педагогическая
классификация).
Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия можно
условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и
коррекционно-воспитательную.
Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую преимущественно
проводят врачи, является укрепление и оздоровление нервной системы и
физического здоровья детей с речевыми нарушениями, устранение
патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление
неврологической микросимптоматики, расстройств вегетативной нервной
системы, нарушений моторики и др.).
К лечебно-оздоровительной работе с детьми, страдающими ОНР, относятся:
• общегигиенические мероприятия;
• медикаментозное лечение;
• психотерапия;
• физиотерапия;
• лечебная физкультура (ЛФК) и (или) лечебная ритмика;
• массаж;
• закаливающие процедуры;
• водные процедуры.
Общегигиенические мероприятия: создание благоприятной обстановки для
обучения и лечения, организация правильного режима дня, рациональное
питание, нормализация сна; физическое и трудовое воспитание благоприятно
влияют на ребенка, улучшают состояние его речи и психики.
Медикаментозное лечение проводится дифференцированно, оно включает в
себя общеукрепляющую и специальную, строго индивидуальную терапию.
Общеукрепляющее лечение назначают практически всем детям: поливитамины,
препараты кальция, фосфора, глюкоза, гематоген. Медикаментозное лечение
проводится курсами по 1,5—2 месяца (например, применение ноотропов,
активизирующих энергетический обмен в клетках головного мозга, тем самым
стимулирующих их деятельность) [Мастюкова, 1997]. Его полезно сочетать с
физиотерапевтическими процедурами, массажем и с ЛФК. Применение
психотерапии заключается в изучении психологом особенностей психического
состояния каждого ребенка и выборе оптимальных средств и приемов работы
с ним.
Нагрузка на занятиях, ее вид и продолжительность диктуются не только
выраженностью речевых расстройств, но и особенностями психического и
соматического состояния ребенка.
Педагогический подход к оценке речевого дефекта позволяет определить
логопедическую работу как ведущее направление в
коррекционно-воспитательном процессе.
Основные задачи коррекционно-воспитательной работы: устранение речевых
дефектов, а также психологических изменений и отклонений у детей,
страдающих общим нарушением речи.
Педагогическими средствами логопед воспитывает у ребенка, с одной
стороны, навыки правильной речи, с другой стороны, гармонично развитую,
полноценную личность.
Формы логопедической работы с детьми дошкольного возраста:
• психолого-педагогическое изучение детей с ОНР;
• организация и использование в логопедической работе содружественной
деятельности разных специалистов (врачей, воспитателей, музыкального
работника, психолога, коррекционного педагога, инструктора по ЛФК,
массажиста);
• консультативно-методическая работа с микросоциальным окружением ребенка с ОНР (прежде всего, работа с родителями);
• система логопедических занятий;
• система занятий по логопедической ритмике.
Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном.
Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и
индивидуальных занятий, которые предусматривают развитие сенсорных
функций, слухового внимания, ручной, пальчиковой, мимической,
артикуляционной моторики, фонематического восприятия, коррекцию
нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря,
формирование связной речи детей, совершенствование грамматического
оформления фразы, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи. Параллельно
развиваются интеллектуальные способности, формируется гармоничная
личность.
Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему
логопедизации всех режимных моментов для ребенка и его близкого
окружения.
Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию
двигательных функций, так как по данным ряда авторов [Жукова, Мастюкова,
Филичева, 1990] ранняя стимуляция моторного развития и коррекция
двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего
недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной
нервной системы. Большое значение имеют игры с пением и музыкальным
сопровождением. Поэтому важным разделом логопедической работы является
логопедическая ритмика, которая представляет собой систему
музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и
упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции;
способствует перевоспитанию личности ребенка с речевым нарушением, его
социальной адаптации [Волкова, 2003].
Консультативно-методическая работа учителя-логопеда с родителями и
педагогами направлена на создание правильного отношения к ребенку и
организацию самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий
путем проведения цикла бесед о сущности и причинах тяжелых нарушений
речи и методах их устранения, направленности речевых занятий, о роли
родителей и педагогов в коррекционно-педагогическом процессе.
Исходя из общей теории деятельности [Выготский, 2001; Леонтьев, 1972;
Запорожец, 1967 и др.] и ее положения о возникновении внутренних
умственных действий из внешних процессов и внешней деятельности
[Гальперин, 1985], внимание всех педагогов направляется логопедом на
широкие коррекционные возможности предметно-практической и игровой
деятельности, имеющих познавательное значение.
Коррекционно-педагогическая работа в основном проводится в коллективе,
однако нельзя забывать о реализации индивидуального подхода и других
основополагающих принципов дидактики: систематичности и
последовательности, сознательной активности, наглядности, прочности и
т.д.
Таким образом, многоуровневость структуры дефекта, наличие неречевой и
речевой симптоматики предполагает разнонаправленное воздействие на
личность ребенка, осуществляемое в системе лечебно-оздоровительных и
коррекционных (логопедических) мероприятий в условиях специальных
детских садов для детей с нарушениями речи.
Особенности применения современной комплексной методики во многом
зависят от возраста ребенка и от уровня его социальной адаптации.
В педагогическую и воспитательскую работу с дошкольниками включается
обязательная программа обучения и воспитания детей массового детского
сада.
Социальная среда играет важную роль в динамике преодоления ОНР, поэтому
необходимо, чтобы логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, врач
установили тесный контакт с лицами ближайшего окружения с целью
разъяснения им вредности отрицательных воздействий среды и нормализации
их отношений с ребенком.
Независимо от возраста ребенка и от учреждения, в котором он
воспитывается (находится на излечении), все логопедические и медицинские
мероприятия должны быть тесно взаимосвязаны.
Характерной особенностью комплексной коррекционной методики является
тенденция рассматривать общее недоразвитие речи в различных аспектах, в
соотнесении с физиологическим развитием и ведущей деятельностью
дошкольника. Особо выделяются вопросы объединения в логопедической
работе воспитания, обучения и коррекции.
Конечная цель комплексной методики, включающей мероприятия терапии
речевого нарушения, — полная социальная реабилитация ребенка с ОНР. В
структуру этого понятия входит оздоровление и укрепление нервной системы
и организма в целом, перевоспитание личности, развитие коммуникативных
функций речи и социальных взаимоотношений с целью подготовки к обучению,
активной общественной деятельности в условиях общеобразовательной
массовой школы.
Нужна консультация невролога? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».