Третий год жизни ребенка

консультация логопеда «Мама просит мазелин»
«На голове холодный мокресс»
«Возьми меня, мама, к вихрахеру»
«Мама пила болерьянку»
«У зубного врача больмашина»
К. И. Чуковский

Ваш ребенок растет. Он уже многое умеет, все более разнообразными становятся его действия. Как и предметные действия, игровые действия ребенка проходят свой путь развития. В начале второго года жизни игрушка выступает в том же качестве, как и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, тянет ее в рот, то есть познает с помощью действий ее предметные свойства. Постепенно, на протяжении второго года жизни, дети с помощью взрослых усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать ее спать, моют посуду, словом, отражают в игре реальные жизненные явления, участниками и наблюдателями которых они являются - например могут изобразить, как работает пылесос или показать для чего нужна мойка воздуха.

Наличие различных впечатлений — необходимая предпосылка возникновения игры. Ребенок, постоянно находящийся в манеже, не знающий названия и назначения простых вещей, используемых в повседневной жизни, лишается основы для воссоздания ее в воображаемой ситуации, в игре.

Еще одно условие возникновения игры — умение ребенка подражать действиям взрослого. На втором году жизни игровые действия совершаются только с небольшим числом игрушек, чаще всего с теми, которые продемонстрировал ребенку взрослый. Воображаемая ситуация, которая необходима для возникновения игры, только-только начинает быть доступной ребенку. Элементы игры в этом возрасте переплетаются с манипуляциями, ни одно действие логически не следует из другого и не доводится до конца. Ребенок в игре еще не способен выстроить логическую цепочку действий.

Расширение жизненного опыта, взросление ребенка приводит к тому, что игра ребенка третьего года жизни становится более разнообразной и зрелой. Расширение диапазона отражаемых в игре ситуаций, развитие игровых навыков приводят к тому, что ребенок начинает заменять недостающие вещи другими или словом, начинает действовать в воображаемом плане. На третьем году жизни дети, как правило, увлечены игрой, в их действиях есть определенная логика, ни одно из них не повторяется, игра строится как последовательная цепочка событий. Дети третьего года жизни подчас сами придумывают сюжет игры, активно используют замещения одних предметов другими. Такая игра — это важное средство познания окружающего мира, ведущая деятельность ребенка, в которой лучше всего происходит его психическое развитие: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение. Малыш получает возможность проявить фантазию, испытать ощущение всесилия и свободы. Игра — приятная, доставляющая удовольствие ребенку деятельность. Поэтому так важно родителям серьезно относиться к играющему ребенку — если ребенок играет, он занят очень важным, и с взрослой точки зрения делом — он развивается и учится. Ребенку надо не только не мешать играть, но и всячески помогать и стимулировать его к этому. Очень важно развитие речи ребенка.

Исследования показали, что игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Поэтому — учите детей играть! Прежде всего нужно заинтересовать малыша игрой. Можно разыграть перед ним какую-нибудь несложную ситуацию, перевести в игровой план любимое стихотворение малыша, сказку. Важно, чтобы игра не превращалась в занятие — чтобы увлечь малыша, вы должны быть увлечены сами. Итак, задача взрослого — увлечь малыша и дать ему образцы игровых действий, из которых впоследствии разовьется самостоятельная игра. Но для того, чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужно строить не только отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала следует закладывать в игру элементы планирования, перехода от одного действия к другому. Надо чтобы ребенок учился удерживать цель игры, выполнять одно действие ради другого. При этом полезно словесно обозначать окончание одного действия и начало другого, например: «Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять». Первое время ребенок играет с игрушками, имеющими внешнее сходство с реальными вещами. Через некоторое время в игру можно постепенно вводить предметы-заместители. Сделайте вид, что вы ищете на столе отсутствующий, но совершенно необходимый для игры предмет, подключите к поискам малыша. Старайтесь стимулировать его речь, разговаривая с куклой, обращайтесь к ребенку, радуйтесь совместным находкам. Вначале малыш будет только подражать вам, не слишком осознавая смысл предлагаемых замещений.

Не навязывайте ему своих действий, не ругайте за непонятливость или неловкость. Если ребенок не понимает смысла замещения, не настаивайте, вернитесь к этой игре позже.

Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность, уступая ему первенство в игре. Спустя некоторое время малыш не будет нуждаться в вашем постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго будут необходимы, потому что ребенок не всегда в состоянии сам оценить достигнутое.