Что такое шипящие звуки?


Шипящие звуки – те, что произносятся с шипением. Их всего четыре: Ч и Щ, Ж и Ш.

В логопедии звук «Ш» считается базовым. Чтобы его произнести, нужно, чтобы кончик языка был направлен вверх, но не касался нёба, а боковинки плотно прижимались к коренным зубам. При спокойном выдохе через рот при таком положении языка образуется звук Ш.


Почему звук Ш – базовый?

Из него можно легко получить остальные звуки:

·        просто добавить голос – будет слышен звук Ж;

·        выгнуть спинку языка – «Щ»;

·        добавить смычку – «Ч».


Характеристика шипящих звуков

Все шипящие звуки – согласные, так как для их образования нужно создать преграду во рту, то есть, особым образом расположить язык, преграждая путь звуку. Этим согласные отличаются от гласных.

Все шипящие – ротовые, переднеязычные, потому что образуются во рту с помощью передней части языка.

Звук Ж – звонкий, при его произношении вибрирует гортань, остальные шипящие звуки глухие – гортань не вибрирует.

По способу образования звуки Ж, Ш и Щ – щелевые, так как воздух проходит через созданную щель равным потоком, а вот звук Ч – смычно-щелевой, чтобы его получить, звук должен встретить преграду – смычку.

По твёрдости звуки Ж и Ш всегда твёрдые, поэтому существует правило на ЖИ-ШИ. Не нужно обозначать твёрдость буквой Ы, так как в любом случае эти слоги произносятся твёрдо. Звуки Ч и Щ, напротив, всегда мягкие. Отсюда популярное правило про ЧА-ЩА: нет необходимости писать Я для обозначения мягкости.


Постановка шипящих звуков

В норме ребёнок начинает чётко выговаривать «Ш» в 3–5 лет. Малыши часто путают произношение «Ш» с «С», произнося вместо «шапка» – «сапка», вместо «подружка» – «подруска». Это обусловлено похожей артикуляцией, которая, фактически, отличается лишь расположением кончика языка. Особенно сложно произносятся слова, включающие оба звука сразу: шоссе, сушка, Саша. Поэтому среди чистоговорок самая популярная про Сашу, которая шла по шоссе и сушки сосала.

До 5 лет такая замена звуков может быть нормой, этапом развития речи. Если у ребенка нет дефектов звуковоспринимающего и звуковоспроизводящего аппаратов, а в семье все говорят правильно, нет практики «сюсюканий», то обычно звуки становятся самостоятельно в положенное время.

Если звук «не встал», нужно обратиться к логопеду. Он проведёт диагностику, определит причину и стадию нарушения звукопроизношения. Затем составит программу коррекции. Общепринято в первую очередь заниматься постановкой звука Ш. Как только его произношение автоматизируется, остальные шипящие звуки ребёнок начнёт произносить самостоятельно.

В редких случаях логопеду приходится дополнительно заниматься постановкой и других шипящих звуков. Обычно это бывает при боковом или межзубном произношении. В этом случае специалист предлагает ребенку произносить «ТШ» для постановки звука Ч. Чтобы появился звук Щ – растянуть звук Ч или Ш. Для получения звука Ж – смелее добавлять голос при произнесении звука Ш.