Паталогические недостатки речи

коррекция нарушений речиНаряду с возрастными несовершенствами речи уже с раннего детства встречаются речевые недостатки явно патологического происхождения (нарушение произношения при тугоухости, гнусавость при расщелине нёба, картавость вследствие короткой уздечки языка, резкое недоразвитие речи, заикание и т.п.).
Наиболее распространено нарушение произношения. Оно называется косноязычием (от слова косный, т.е. малоподвижный, неповоротливый), и его следует отличать от часто внешне сходного косноязычия, возникшего в результате педагогической запущенности.

Расстройства речи могут вызываться нарушением или периферического, или центрального, или проводящего отделов соответствующих анализаторов. Эти нарушения в силу взаимосвязи центральных концов анализаторов сказываются на деятельности всей коры. Причем поражения любого отдела анализатора нарушают деятельность последнего в целом. Например, поражение или аномалия уха, нёба вызывают специфические расстройства коркового анализа и синтеза вследствие недостаточности приходящих в кору мозга раздражителей. Неправильные импульсы из коры или нарушение проведения их расстраивают функцию периферических органов речи. Действуя длительное время, такое нарушение может привести даже к мышечной атрофии.

В речевой патологии различают органические расстройства (нарушено анатомическое строение коры мозга или периферических органов речи) и функциональные (нарушена только деятельность при сохранности анатомической структуры коры мозга и периферических органов речи).

И.П. Павлов в отношении корковых поражений пояснил различие между тем и другим. Если нервная клетка еще глубоко не повреждена, может выйти из тормозного состояния и перейти к нормальной деятельности — это функциональное расстройство ее. В противном случае перед нами органическое нарушение. Вообще же здесь он не предполагал никакой резкой разницы, во-первых, из-за невозможности установить «настоящие изменения клетки» и, во-вторых, вследствие перехода длительного функционального расстройства в органическое. Так же трактуются и периферические нарушения (например, временный парез лицевого нерва).
Особый вид функционального нарушения речи представляет подражание неправильной речи окружающих.

Органические и функциональные нарушения взаимодействуют: короткая уздечка языка ограничивает движения кончика языка, не произносится звук р; непроизношение р (т.е. неупражняемость языка — функция) задерживает нормальное развитие мускулатуры его кончика. При длительной немоте (отсутствии речевой функции) у глухих детей от бездействия преждевременно окостеневают хрящи гортани, а атрофированная гортань плохо издает голос и тем самым тормозит свое органическое развитие.

Одни из перечисленных нарушений речи могут быть первичными (основными), а вытекающие из них вторичными (последствиями первых). Например: немота при афазии или алалии — первичные нарушения речи, так как поражен центральный речедвигательный аппарат речи — мозг. Немота же при глухоте — вторичное нарушение: речедвигательный аппарат не поврежден, но потерян слух, из-за чего глухой не может подражать речи окружающих и, следовательно, не говорит.

Хватцев М. Е.