Развитие речи ребенка четвертого года жизни

раннее развитие ребенка Три года — возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Расширяется эмоциональная сфера: появляется чувство жалости, смущения, самолюбия. Малыш хорошо улавливает интонации взрослых, радуясь или обижаясь, доверяя или страшась,— он легко внушаем, раним.

К четырем годам все это принимает более сложные формы, а главное — совершенствуется речь ребенка, расширяется как пассивный, так и активный словарь. В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи. Ребенок классифицирует предметы, объединяет их в группы. Он знает, например, что чашка, ложка, блюдце, тарелка, кастрюля, сковородка — это посуда. А посуда бывает стеклянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиевая и т.д. Совершая различные действия с ней, он называет эти действия.

У него уже сформированы такие обобщающие понятия, как «одежда», «обувь», «овощи», «фрукты», «мебель», «домашние животные» — нередко это происходило по дороге из детского сада домой, во время прогулки, когда вы заходили с ребенком в магазин и показывали ему предметы на прилавках, называя их, определяя величину, цвет и форму. Задайте ему вопросы таким образом, чтобы он давал развернутые, подробные ответы.

Следите, пожалуйста за своей речью, ибо она должна быть образцом для ребенка. Постарайтесь избавиться от недостатков звукопроизношения.
Говорите медленно, четко, выразительно, красиво. Прислушивайтесь к звучанию своего голоса. Говорите с удовольствием. Постарайтесь, если не прекратить, то свести до минимума общение малыша с родственниками и знакомыми, имеющими дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи или заикание. Чтобы правильно говорить, ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Решающее значение приобретают хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать. Конечно, должен быть сформирован речевой аппарат, работой которого руководит центральная нервная система. Возможно не лишне напомнить, что речевой аппарат — это органы дыхания, то есть легкие, бронхи, трахеи; органы голосоподачи и голосоведения, то есть гортань с голосовыми связками; и система воздушных полостей, то есть глотка, носоглотка, нос, рот.

Как мы говорим
Органы дыхания подают струю воздуха, необходимую для образования голоса. Начинают работать голосовые связки, образуется голос. Система воздушных полостей — резонанс, усиливающий звук голоса. В результате активной деятельности органов произношения (язык, губы, нижняя челюсть) образуются звуки речи. Язык и губы совершают движения, принимают различное положение, мягкое небо открывает и закрывает проход в нос.
Когда струя воздуха свободно проходит через рот, образуются гласные звуки, в основном благодаря языку и губам: а, о, у, и, э.
А согласные звуки образуются в результате возникновения в ротовой полости различных преград с помощью языка и губ.
Большинство детей на четвертом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые все еще испытывают определенные трудности с шипящими (ш, ж) или сонорными (р, л). Неправильно употребляется ударение, допускаются перестановки, замены, выпадения слогов.
Малыш произносит звук то правильно, то неправильно, в одном слове произносит его, в другом — нет.

Нередко — по мере появления нового звука — он употребляет его слишком часто, заменяя им другие звуки. Так, например, с появления звука ш-ж, он начинает заменять ими звуки с-з: САНИ — ШАНИ, ЗАЙКА — ЖАЙКА. С появления звука р, заменяет звук л: ЛАПТИ — РАПТИ, ЗЕРКАЛО — ЗЕРКАРО. Если речь не чистая, неправильно произносится большинство звуков, твердые согласные смягчаются и т.д., следует обратиться к логопеду, продолжая заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой.

Шевцова Е. Е. Воробьева В. Е.