Лингвистический взгляд на природу нарушений плавности речи

логоневрозОтправным моментом разработки лингвистической концепции нарушений темпа и плавности речи явились известные описания речевой дискоординации, ведущие начало еще от А. Мarcel (1886). Особенно важны указания на расстройства ритмичности в движениях речевого аппарата, а именно то, что у некоторых больных движения органов речевого аппарата не согласованы во времени.

Критический анализ указанного положения привел нас к необходимости валидного объяснения понятия «ритмичность движений речевого аппарата» и выявлению роли темпа, ритма и плавности речи в структуре речевого акта.

В «Музыкальной энциклопедии» термин ритм определяется как соотношение длительности звуков в их последовательности, равномерное повторение, чередование. Метр, в свою очередь, определяется как порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метром обусловлено деление на стопы, строфы, такты.

Как видно, определения ритма и метра близки и, что важно, изначально они относятся к музыке. Что касается ритма речи, то в словаре отмечается такое явление, как свободный ритм прозаической речи, однако подробнее этот феномен не рассматривается. Указывается лишь, что в стихотворной речи ритм не является свободным, он регламентирован стихотворным размером (ямб, хорей, амфибрахий и т.п.).

Мы попытались записать речевые обороты разных моделей нотами разных длительностей, включая и паузы, а также определить месторасположение «тактовых черт», сегментирующих ход высказывания. Оказалось, что различные отрезки внутри разных фраз не равнозначны по длине и ритмическому рисунку. Иначе говоря, имеется основание утверждать, что во фразовой прозаической речи не существует определенного периодически организованного шага ее разворачивания. Тактовую черту, как в музыкальном, так и в стихотворном произведении поставить невозможно.

Фраза в прозаической речи естественно распадается на части, называемые в лингвистике синтагмами. По определению Л.В. Щербы (1937), синтагма — это, во-первых, единица не языка, а речи, принципиально отличная от слова, во-вторых, она представляет собой «фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли и могущее состоять как из одной ритмической группы, так из ряда их». Как видно, в приведенной цитате употребляется понятие ритмической группы, т.е. наличие ритма речи, в том числе и прозаической, Л.В. Щербой все же постулируется .

Важно при этом, что синтагма является актуальной именно для устной речи. Она состоит из одного или нескольких слов, часто с различной ритмической структурой. Структура развернутой фразы еще сложнее, т.к. в нее входит ряд синтагм, разделенных паузой и также отличающихся друг от друга по размеру и ритмическому рисунку. Это требует способности осуществлять переход от одной синтагмы к другой. Вместе с тем эта задача в тот период речевого онтогенеза, когда идет активное освоение уже не двусловного, а более развернутого предложения, является для ребенка непростой. Необходимо наличие чувства языка в отношении того, где сделать паузу и воспроизвести рисунок последующей синтагмы, отличный от рисунка предыдущей. Примечательно, что правил синтагмирования (линейного структурирования), аналогичных правилам, например, грамматики, не существует. Для того чтобы разбить фразу на синтагмы и учесть ее словесный состав, необходимо руководствоваться смысловой программой высказывания. Именно она определяет, где сделать смысловой акцент и паузу. Таким образом, синтагмирование требует умения координировать смысловую программу с ее речедвигательным обеспечением, в которое входит и ритмическая (метрическая) компонента.

Рассмотрим особенности синтагм. Для этого воспроизведем графически те схемы, которые составляют ритмическую основу входящих в синтагму речевых единиц:
I. Слоговая структура высказывания
— — — — — —
У ме ня есть ко шка
II. Слогоритмическая структура слова
— — —
мЪ лА ко
III. Ритмико-смысловая структура фразы, состоящей из двух синтагм:
______________ ///___________
Хочу поехать к бабушке

Рассмотрим каждую схему в отдельности.
Послоговое произнесение слов (I) требует подчинения артикулируемых слогов простейшему ритмическому «коду». На рисунке это изображено черточками одинаковой длины, стоящими на равном расстоянии друг от друга. На определенном этапе речевого онтогенеза дети обнаруживают склонность к такой элементарной (послоговой) ритмизации: в чтении стихов, считалок, потешек и пр.

Словесный ритм (II) предполагает умение уложить слоги в слова с учетом фонетической полноты ударного слога и законов редукции безударных.
Ритмико-смысловая структура фразы, состоящей из синтагм (схема III), характеризуется тем, что составляющие ее элементы «разнодлинотны». В ритмико-смысловой структуре сочетаются оба рассмотренных выше вида речевого ритма (слоговой и словесный).
В отличие от прозаического высказывания, эти ритмы достаточно явно выступают в стихотворном тексте, где каждая строка подчинена размеру, в котором написано стихотворение, и может быть приравнена к слову.

Подчеркнем еще раз, что прозаическое высказывание в виде фразы не имеет ориентиров в виде заданного размера (как в музыкальном произведении «при ключе»), и, следовательно, понятие ритма прозаической речи весьма условно. В прозе доминирующей компонентой в паре «смысл-ритм» является смысл.
Таким образом, ребенку, овладевающему устной речью, необходимо преодолеть противоречия между:
— слоговым ритмом слова и его целостной ритмической картинкой (сказать мЪлАко, то же самое, что сказать мо-ло-ко);
— «пословным» ритмом синтагмы и целостным ритмическим рисунком синтагмы.

Еще важнее то, что ребенок должен суметь перейти от синтагмы с одной длиной и одним ритмическим рисунком к синтагме другой длины и с другим ритмическим рисунком. Понятно, что это требует постоянного подавления речедвигательной инерции и подчинения речедвигательных механизмов смыслу высказывания.

Визель т. г.