Почему возникает заикание?
Что же мешает органам речи двигаться плавно, ритмично, согласованно?
Великий русский физиолог И.А. Павлов считал, что испуг или другое
чрезвычайное событие вызывает возбуждение в определенной области мозга,
которое приобретает застойный характер и препятствует свободному
прохождению нервных импульсов. В настоящее время делаются попытки
уточнения этой теории, которая объясняет, что такое застойное
возбуждение появляется не у всех детей, а только у тех, у которых есть
врожденные особенности мозгового устройства речевой функции. К ним могут
относиться: слабость речевых зон, расположенных в левом и правом
полушариях мозга, а также такое явление, как левшество. Преобладание
активности левой руки над правой указывает на то, что у детей активное
правое полушарие мозга, и свидетельствует о преобладании, условно
говоря, образного мышления над, опять же условно говоря, логическим. Это
в свою очередь возбуждает области мозга, связанные с эмоциями.
Повышенная же эмоциональность приводит к обостренной реакции на
воздействия внешнего мира. Таким образом, оказывается, что дети-левши имеют предрасположенность к нервным срывам и, в частности, к заиканию.
Нужно помнить, что особо опасным является период жизни от 1,5 до 6-7
лет. Если в это время не будет серьезных провокаций — испуга, тяжелых
болезней, семейных драм и пр., то нервный срыв может и не произойти.
Интересно, что мальчиков среди заикающихся в 3 раза больше, чем девочек,
что говорит в пользу теории о значении для заикания левшества. У
мальчиков правое полушарие, связанное с левой рукой, более слабое от
природы, менее тренированное, ведь мальчики в целом менее эмоциональны и
сильные переживания переносят тяжелее девочек, для которых
эмоциональные вспышки привычней. Так что мужчины тут менее выносливы по
природе. Правда, это не исключает того, что отдельные мужчины могут быть
эмоционально выносливей женщин.
Заикание,
о котором шла речь выше, т.е. возникшее на основе слабости нервной
деятельности, без «поломки», без гибели самих клеток мозга, называют
невротическим, функциональным или логоневрозом. Но есть еще и другие
виды заикания, возникающие в результате органического поражения нервной
системы, т.е. вследствие гибели мозговых клеток, как правило, не в коре,
а в глубине мозга. Это объясняет то, что интеллект у заикающихся детей
не страдает. Органические симптомы могут быть выражены очень слабо, но,
тем не менее, обследование ребенка неврологом, психоневрологом нередко
выявляет эту органическую симптоматику в виде патологических рефлексов,
наличия гидроцефалии (увеличения количества жидкости в мозге),
судорожной готовности (склонности к тикам, судорогам) и пр. Заикание в
этих случаях — лишь одно из проявлений заболевания центральной нервной
системы. Оно носит достаточно стабильный характер, т.е. степень его
тяжести примерно одинакова в разных ситуациях общения: и дома, и в
гостях, и при выступлении на сцене, и по телефону.
При функциональном же заикании речь у ребенка может
быть то совсем нормальной, то вдруг наступает резкое ухудшение. Особенно
тяжелое состояние возникает при возбуждении, эмоциональных нагрузках. В
возрасте, когда ребенок начинает осознавать себя как личность, как
правило, возникает страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью,
и они еще более ухудшают ее. Образуется порочный круг: возбуждение
вызывает заикание, заикание усугубляет склонность к возбуждению.
У заикающихся детей часто бывают симптомы нарушения вегетативной нервной
системы: потение ладоней, учащенное сердцебиение (тахикардия),
покраснение кожных покровов и т.п. Как невротическое, так и органическое
заикание невозможно преодолеть без лечения нервной системы в целом. В
каждом конкретном случае способ лечения требует учета индивидуальных
особенностей заболевания и характера ребенка.
Помимо обучения «технике» речи, в частности, речевому ритму, необходимо «привести в порядок» личность заикающегося,
хотя бы в возможных рамках. Прежде всего, усилия здесь должны быть
направлены на устранение комплекса неполноценности (если он уже
появился), на формирование веры в свои силы, на убеждение в том, что
заикание это не крах жизненных планов, а преодолимая преграда на пути к
их осуществлению. Особенно тяжелы эти состояния у подростков, что
объясняется целым рядом причин. Следует выработать адекватное отношение
заикающегося к своему речевому дефекту, чтобы он не «приписывал»
окружающим то отношение к себе, которого у них обычно нет. Необходимо
убедить заикающегося в истинном масштабе помех, которые несет в себе
заикание.
Маленький ребенок, к счастью, еще не осознает всех этих моментов, у него
еще нет деформации личности, но заикание тем не менее нервирует его,
мешает высказаться. Кроме того, нередко он чувствует беспокойство,
волнение по этому поводу взрослых, и пока еще бессознательно заостряет
внимание на отрицательных моментах речевого общения. Затем это запавшее в
память отрицательное семечко дает ростки будущего страха речи,
дискомфорта речевого общения. Следовательно, не только
взрослый, но и ребенок нуждается в мерах по профилактике искажений
личности, предотвращению образования невротических комплексов.
Кроме того, работа по устранению заикания требует лечения всех болезней,
которыми страдает заикающийся, так как любая из них может вызвать
обострение степени выраженности заикания. В связи с неоднородностью
проявлений заикания его лечение должно носить комплексный характер. Это
необходимое условие достижения ощутимого успеха.
Визель Т. Г.