Современные методы коррекции заикания
Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом «сшибки» нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).
В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.
В-третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.
В-четвертых — механизм заикания можно объяснить органическими поражениями центральной нервной системы.
Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность методических подходов к преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о ее природе.
На необходимость комплексного воздействия при коррекции заикания указывали И.А. Сикорский (1889) и И.К. Хмелевский (1897). Ими высказывались взгляды, не утратившие своего значения в настоящее время. Так, И.А. Сикорский в лечение заикания включал гимнастику речи, психотерапевтическое, фармацевтическое лечение и двигательные упражнения.
Опираясь на учение отечественных физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики определили современный комплексный подход к преодолению заикания. Л.З. Андронова (1993), Н.М. Ассатиани (1980), В.А. Гиляровский (1932), К.М. Данилов и И.В. Черепанов (1970), В.С. Кочергина (1960), В.А. Куршев (1973), сотрудники лаборатории НИИ дефектологии под руководством Р.Е. Левиной (1963), С.С. Ляпидевский (1960, 1963), Л.Я. Миссуловин (1988), Ю.Б. Некрасова (1984), В.И. Селиверстов (2000), М.В. Серебровская (1925), Н.П. Тяпугин (1966), Ю.А. Флоренская (1949), М.Е. Хватцев (1959), В.М. Шкловский (1994), А.В. Ястребова (1963) и др. своими исследованиями способствовали развитию лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.
В трудах многих авторов встречаются указания по некоторым частным вопросам устранения заикания (Г.И. Ангушев, 1974; С.Ю. Бенилова, Т.С. Резниченко, 2001; Т.Г. Визель, 1997; В.А. Ковшиков, 1976; Ю.И. Кузьмин, 2000; В. Adamczyk, 1969; G. Andrews еt аl, 1982; С. Van Riper, 1982 и др.). В ряде зарубежных работ мы находим интересные наблюдения и рекомендации по поводу коррекции заикания. Многие исследователи-клиницисты приходят к выводу о необходимости комплексного всестороннего лечения этого дефекта речи, которое предусматривает логопедические упражнения, лекарственную терапию, а также целенаправленное психотерапевтическое воздействие на личность больного, помогающее ему адаптироваться к условиям социальной среды (K.P. Bekker, М. Sovak, 1984; О.А. Bloodstein, 1995; М. Опslowш еt аl., 1997; М. Sеетап, 1962).
Научные исследования, основанные на экспериментальном и клинико-психологическом изучении заикающихся, позволили сформулировать ценные теоретические и практические положения, определить место логопедии и различных лечебных мероприятий в комплексной системе лечения.
В настоящее время не вызывает сомнений целесообразность дифференцированного и индивидуального подхода к заикающимся разных возрастных категорий с учетом сложной структуры и этиопатогенеза речевого нарушения.
Необходимо отметить, что до настоящего времени исследователями высказываются различные, а иногда и прямо противоположные точки зрения на эту речевую патологию. Большинство исследователей и практиков, работающих над данной проблемой, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного изучения и лечения этого нарушения речи, выбора тех или иных приемов комплексной терапии. В этих условиях возникает необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия специалистов, координация их деятельности.
При реабилитации заикающихся в настоящее время используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера.
Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.
Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, ритмиста, специалиста по функциональной диагностике, физиотерапевта и социального работника.
В настоящее время в специальной литературе представлены как некоторые приемы логопедической работы с заикающимися (освещающие только отдельные стороны интересующей нас проблемы), так и ряд комплексных реабилитационных систем, концептуальной базой которых является учет особенностей психофизического развития пациента, этиологии, механизмов и симптоматики нарушения, включающих речевые, психологические, моторные, возрастные особенности данного контингента больных.
По мнению Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой (1998); В.А. Ковшикова (1976); М.И. Лохова, Ю.А. Фесенко (2000); В.М. Шкловского (1994) и др., при разработке реабилитационных мер следует учитывать характер первичного поражения нервной системы при различных формах заикания.
При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов (стресс-терапия, гипноз, аутогенная тренировка). Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.
Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия для этой группы заикающихся должны быть регулярными в течение значительного времени. В комплекс лечебных и психологических воздействий обязательно включают методы, направленные на ритмизацию движений.
Таким образом, согласно представлению авторов, в тех случаях, когда нервные механизмы заикания связаны с органо-функциональным поражением моторных структур мозга, нормализация в функциональной системе речи должна идти за счет выработки новых речедвигательных рефлексов, в то время как при невротическом заикании лечение направляется на восстановление и укрепление имеющихся речевых моторных автоматизмов, приобретенных в раннем речевом онтогенезе.
В связи с задачами диагностики и патогенетического обоснования комплексной логотерапии В.М. Шкловским (1994) предложена классификация больных с заиканием, в которой наряду с проявлением собственно речевой патологии принимается во внимание степень дезорганизации отношений личности. Указанный дифференцированный подход к взрослым заикающимся позволил четко определить место логопедии и различных психотерапевтических мероприятий в комплексной системе лечения заикания. Разработанная автором комплексная медико-педагогическая система лечения заикания наиболее полно учитывает различные стороны клинико-психологической картины заикания.
Такая оценка этиопатогенетической основы заикания во многом раскрывает сущность проблемы, нацеливает специалистов на комплексное воздействие при коррекции нарушений речи.
На наш взгляд, исходя из направленности настоящего пособия несколько подробнее следует остановиться на особенностях коррекционно-педагогической работы при лечении заикания.
Поскольку у заикающихся имеются специфические нарушения плавности речи, особенности темпоритмической ее организации, а также изменения в моторной сфере, касающиеся динамического праксиса и музыкально-ритмических способностей, это обусловливает необходимость формирования ритмоинтонационной организации устной речи, являющейся одним из важных звеньев в комплексном методе коррекции заикания.
Исследователями и практиками было обращено внимание, что ритмизация движений приводит к нормализации плавности речи. Для выработки слитности речи у заикающихся используются различные методы, ритмизирующие речь: проговаривание слов, фраз под музыку, метроном, пение, тренировка речи в процессе логопедической ритмики, синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки и т.д. Занятия под музыкальное сопровождение с ритмическими движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетание этих движений с пением, мелодекламацией, чтением стихотворных и прозаических текстов оптимизируют протекание речевого высказывания (Л.З. Андронова, 1993; Л.И. Белякова и др., 1992; Г.А. Волкова, 2003; Е.В. Оганесян, 1981; Н.А. Рычкова, 1999).
По мнению Н.А. Власовой (1959), преодоление заикания наиболее эффективно в процессе постепенного воспитания речи от сопряженного произношения до нормальной речи. В.И. Рождественская (1960) предлагает систему расслабляющих, дыхательных, голосовых упражнений в игровой форме, а также задания для воспитания координации речи с различными движениями, направленными на коррекцию темпа речи. Этому аспекту работы автор придает ведущее значение.
Развивая приведенные выше положения, Е.Ю. Рау (1994) рассматривает зависимость выраженности заикания от условий общения и пути адаптации заикающихся к трудным коммуникативным ситуациям.
Г.А. Волкова (1979, 1994) считает, что, работая с детьми дошкольного возраста, посещающими логопедический детский сад, заикание необходимо преодолевать в игровой деятельности. Автор подчеркивает, что игровая деятельность позволяет создать различные ситуации, отражающие реальные события и взаимоотношения между людьми. Участие в разнообразных игровых ситуациях, выполнение ролей от второстепенных до ведущих воспитывает у заикающихся необходимые качества личности. В процессе дифференцированного использования игровой деятельности происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и на этой основе воспитание их речи.
Несколько на иных теоретических позициях построена методика Н.А. Чевелевой (1978). Автор считает, что у заикающихся необходимо воспитывать только самостоятельную речь (ситуативную и контекстную) в процессе ручной деятельности. Автором не признается необходимым использование дыхательных, голосовых и других упражнений, направленных на коррекцию темпа речи. Н.А. Чевелева подчеркивает, что спокойный, несколько замедленный темп изготовления поделок нормализует темп речи дошкольников и школьников. Воспитание речи по этой методике проходит в несколько этапов: пропедевтический этап, сопровождающая речь с опорой на наглядные предметы и действия, завершающая речь о выполненном действии, предваряющая речь, без опоры на прошедшее действие, закрепление активной речи или контекстная речь.
М.И. Геркина (1972), так же как в дальнейшем Е.М. Пеллингер с соавторами (1995), учитывая ситуативный характер заикания и нарушение у детей коммуникативной функции речи, предлагает методику сюжетных игр. Начинается коррекция с разыгрывания сюжетов с мнимым собеседником, что дает, по мнению автора, установку правильного речевого поведения в реальных ситуациях общения со сверстниками. На следующем этапе разыгрываются бытовые темы, в конце курса переходят к ролевым играм. Логопед предлагает сюжет игры, направляет на выполнение действия, стимулирует речевую активность.
А.В. Ястребова (1999) разработала систему коррекционного обучения заикающихся школьников, предусматривающую в процессе логопедических занятий формирование у них навыков свободного общения, развитие наблюдательности, устойчивого внимания, умения достаточно легко и быстро переключаться от одного вида деятельности к другому.
А.И. Богомолова (1977) утверждает, что значение невротических проявлений у заикающихся преувеличено. По мнению автора, по мере того как наступает улучшение речи в процессе логопедических занятий, исчезают вторичные невротические наслоения. Отсюда и вытекает направленность логопедических приемов, основанных на упражнениях в скандированной речи, которые должны сопровождаться дирижирующими движениями руки пациента. Трудно согласиться с утверждением автора о том, что особенности течения болезни у дошкольников и подростков основываются только на большом стаже заикания у детей старшего школьного возраста.
Т. Веrendes (1963) в своей методике преодоления заикания предлагает использовать «сценотест» Г. Стаабс. В сценках (играх), которые ребенок выстраивает с помощью кукол, выясняется скрытая конфликтная обстановка и одновременно происходит разрядка психической напряженности. Для усиления воздействия, снятия психофизического напряжения автор предлагает включать упражнения аутогенной тренировки и раскрывать подсознательные переживания в гипнозе.
Методика В.И. Селиверстова (2000) преимущественно рассчитана на работу с детьми в медицинских учреждениях. В предложенной автором схеме занятий речевые упражнения усложняются в зависимости от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, от видов деятельности, в процессе которых происходит речевое общение.
И.Ю. Абелева (1969), так же как и В.И. Селиверстов (2000), рекомендует начинать работу с подготовительных упражнений по технике речи: дыхательных, голосовых, артикуляционных. Речевые упражнения по коррекции заикания строятся по принципу постепенного усложнения компонентов речи.
В литературе, посвященной проблеме заикания у подростков и взрослых, приводятся программы, в которых отмечаются наиболее общие взгляды на устранение заикания. Все современные системы логопедических занятий с заикающимися подростками и взрослыми объединяются наличием в них (помимо последовательно усложняемых речевых упражнений) различных методов психотерапии, физиотерапии, медикаментозного вмешательства.
Вопрос применения аутотренинга при лечении заикания разрабатывался С.М. Любинской (1970), Л.Я. Миссуловиным (1988), Ю.Б. Некрасовой, С.Ф. Орловской (1966), В.М. Шкловским (1979, 1994). Общим в работах указанных авторов является то, что аутогенную тренировку рекомендуется использовать в комплексе лечебно-коррекционных мероприятий наряду с другими методами психотерапевтического воздействия.
Специально вопросу применения различных методов групповой психотерапии при лечении взрослых заикающихся (дискуссия, невербальная коммуникация, проективное рисование, социометрия и др.) посвящена работа В.М. Шкловского, Л.М. Кроля, Е.Л. Михайловой (1985).
Одним из наиболее известных в 50—70-х годах методов психотерапии, как указывает Б.Д. Карвасарский (1990), является групповой сеанс эмоционально-стрессовой терапии с элементами императивного внушения по К.М. Дубровскому (1966). В ходе сеанса отрицательные эмоции больных, связанные со страхом речи, противопоставляются жизнеутверждающим эмоциям новых психологических установок. Применительно к заиканию методика изучена Ю.Б. Некрасовой (1984), которая указывает на возможность за короткий промежуток времени изменить отношение больного к страданию. По ее мнению, совокупность психических состояний, вызываемых во время сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии, вызывает у заикающихся новые стенические состояния: активность, готовность преодолеть психологический барьер и говорить в экстремальных условиях.
В.М. Шкловским (1994) сеанс внушения в бодрствующем состоянии был введен в курс комплексного лечения заикания как мощный психотерапевтический прием, направленный на устранение у больных страха речи в эмоционально значимых ситуациях. Им же подробно описана методика проведения сеансов, предусматривающая длительное закрепление достигнутых на сеансе результатов.
Речевые упражнения в системах логопсихотерапевтических занятий с заикающимися строятся на основе общепринятых в логопедии методов с учетом возрастных особенностей пациентов.
Многие исследователи, изучавшие темпоритмические нарушения речи (в частности, заикание), отмечают важную роль изменений просодической стороны речи в структуре речевого нарушения (Маx L., Саrиsо А., 1997; Опslow М., еt аl., 1997). Исследователи указывают, что эти характеристики могут меняться под влиянием обучения.
По мнению М. Zеетап (1962), сознательное замедление темпа речи является основным принципом всех коррекционных мероприятий, несмотря на видимое их разнообразие. При замедлении речи у заикающихся устанавливается правильная согласованность дыхательных, голосовых и артикуляционных движений, в значительной мере уменьшается мышечная напряженность и судороги.
Статистический анализ различных лечебных программ, проведенный G. Апdrews еt аl. (1982, 1983), вполне согласуется с этим мнением. Авторы полагают, что наиболее благоприятные результаты дают те программы коррекции заикания, которые предусматривают обучение замедленной речи. Некоторые исследователи считают замедление темпа речи не только необходимым, но и достаточным лечебным воздействием (Р. А. Resick, Р. Wendiggensen, S. Аtes, V. Меуеr, 1975).
И.А. Поварова (2000, 2001, 2002) полагает, что нарушение темпоритмических параметров речи является одним из ведущих компонентов в структуре заикания, характеризуется полиморфностью, стойкостью и вариабельностью проявления. Особенности темпоритмических характеристик речи у заикающихся зависят от формы речи, степени выраженности нарушения и индивидуального психологического статуса и проявляются в изменении длительности структурных сегментов речевого сигнала и коэффициента их вариации. Динамика этих показателей позволяет прогнозировать результат логопедического воздействия и выбор методов коррекции.
Следует отметить, что неотъемлемой частью каждой логопедической методики коррекции заикания является работа над интонацией. Одни авторы считают необходимым уже с первых занятий воспитывать у заикающихся эмоциональную, выразительную речь. Этого подхода придерживается М. Zеетап (1962), который отрицательно относится к монотонной и монодинамичной речи.
А.Я. Ястребова (1962, 1999) предлагает направлять работу над интонацией на развитие умения вслушиваться в чужую речь и передавать в своей речи соответствующую интонацию. Выразительная речь требует от заикающегося умения владеть разным речевым темпом и модуляциями голоса. На начальных этапах коррекции обучающиеся затрудняются в переносе сформированного на занятиях навыка в условиях естественной коммуникации, поэтому необходим постепенный путь овладения заикающимися различным темпом речи.
Некоторые специалисты предлагают уделять внимание работе над интонацией в конце курса логопедических занятий (А.Г. Шембель, 1961), что противоречит целостному формированию функциональной системы речи в процессе логопедической работы.
Другие авторы рекомендуют заикающимся монотонную, монодинамичную речь, способствующую преодолению речевых судорог и обеспечивающую слитность речи. В этом случае трудно не согласиться с A. Liebmann (1901), который отмечал, что искусственная речь обращает на себя внимание окружающих может «ухудшить» речевое расстройство. Однако если рассматривать монотонность как средство, уменьшающее судороги, то, вероятно, необходимо применять ее на первом этапе логопедических занятий. На положительные свойства монотонности указывал еще И.А. Сикорский (1889). Автор установил, что монотонная речь лишена естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, превращение естественной речи в монотонную упрощает речь и облегчает задачу артикулирования для заикающегося.
Противоречивы рекомендации по воспитанию темпа речи как заикающихся детей, так и взрослых.
Н.П. Тяпугин (1966) указывает на то, что лечение заикания в любом возрасте и в любом периоде начинается с перевоспитания речи заикающегося на основе обучения его несколько замедленной и плавной речи, которая имеет регулирующее значение. По мнению J. Вrаdу (1969), при некотором замедлении темпа речи судороги могут быть устранены практически у любого заикающегося. Эффективность приемов замедления речи отмечается также в работе Р. Rеsick (1975).
Однако существует и другое мнение относительно формирования темпа речи у заикающихся. Например, Л.Н. Мещерская (1982) считает, что все известные способы устранения заикания основаны на замедлении темпа речи. Неестественность замедленного темпа речи, боязнь насмешек со стороны окружающих являются причинами нарушения рекомендованного речевого режима, что приводит к рецидивам заикания. Автор предлагает проводить работу по преодолению заикания, формируя нормальный или близкий к нормальному темп речи.
Представляет интерес мнение отдельных авторов относительно тактики формирования темпа речи у заикающихся. Их рекомендации сводятся к тому, что после отработки речевых навыков при использовании замедленного темпа речи следует проводить работу по его ускорению. М. Zеетап (1962) указывал на то, что все лечебные упражнения при заикании основаны на едином принципе — сознательном изменении акцента и темпа речи в первом периоде лечения и постепенном переходе к нормальной речи.
Наиболее подробно настоящий подход к преодолению заикания у взрослых заикающихся описан в работе G. Апdrews, Р. Ноwie (1981). Первоначальное обучение осуществляется при скорости речи, равной 50 слогам в минуту, что составляет, по мнению авторов, примерно четвертую часть нормативного темпа и является оптимальной скоростью, при которой заикание проявляется редко. Затем постепенно (в течение недели) скорость речи заикающихся увеличивается до нормативной.
Т.Г. Визель (1997) полагает, что при всех видах работы по коррекции плавности фразовой речи ее темп должен быть нормальным и учитывать индивидуальные особенности скорости проговаривания. При этом автор отмечает необходимость постепенного усложнения ритмико-смысловой структуры отрабатываемых фраз в соответствии с лингвистическими закономерностями.
Л.З. Андронова (1993), принимая во внимание необходимость замедления скорости речи заикающихся, полагает, что ее нельзя навязывать насильственно. Поэтому на начальной стадии лечения она считает целесообразным введение послоговой речи с внешней опорой (ритмизация речи с движениями пальцев ведущей руки).
В ряде работ было показано, что аппаратурные воздействия, применяемые при коррекции заикания, влияют на скорость речи по-разному. Заглушение речи шумом незначительно влияет на временные характеристики речи заикающихся (О.В. Вессарт, 1983). Задержка акустической обратной связи приводит к значительному замедлению речи и значительному снижению числа запинок (Н.И. Жинкин, 1958; Ю.И. Кузьмин и др., 1991). Л.Я. Миссуловиным (1988) были определены показания к применению аппарата «АИР», основанного на использовании эффекта задержанной акустической обратной связи, и предложена методика коррекции темпа и ритма речи в курсе комплексного лечения заикания, уровень задержки сигнала определяется в каждом конкретном случае индивидуально.
И.В. Данилов и И.М. Черепанов (1970) исследовали влияние различных ритмов метронома на речь заикающихся и установили, что при «тонической форме заикания» максимальное увеличение скорости речи (на 83%) происходит при частоте 1 Гц (60 ударов метронома в минуту), а при «клонической форме заикания» — при частоте 2,17 Гц (130 уд./мин). По данным М.И. Лохова и Ю.А. Фесенко (2000) при смешанном типе заикания максимальная слитность речи достигается на частотах 1,3—1,5 Гц (80—90 уд./мин), что согласуется с данными других авторов (Demuth еt аl. 1981).
Л.З. Андронова, М.И. Лохов (1983) понимают заикание в соответствии с концепцией Н.П. Бехтеревой (1988) как устойчивое патологическое состояние. Ими разработан способ лечения заикания, который предусматривает дестабилизацию устойчивой патологической речевой системы путем фотофоностимуляции на фоне введения в субклинических дозах этимизола, формирование на этом фоне новых стабильных ритмически управляемых связей и использование нового функционального состояния мозга с целью усвоения логопедических (в частности, суггестивных) воздействий для формирования новой речевой системы. Частота фоностимуляции сочетается с частотой фотостимуляции, которую выбирают на основании данных ЭЭГ-реакции усвоения ритма данного больного.
Исследователи изучали воздействие ритмической фотостимуляции на речь заикающихся, которая значительно улучшалась на фоне фотостимуляции при низких частотах (1,2—2,3 Гц). Указанные данные были получены при исследовании взрослых заикающихся (Л.З. Андронова, М.И. Лохов, 1983; М. И. Лохов, 1994).
Искусственные управляющие связи, сформированные при сочетании световых и звуковых воздействий, поддерживаются при помощи портативных метрономов «Ритм» или «Темп». По утверждению авторов, использование метронома в кодовой частоте предохраняет речь от срывов и обеспечивает снижение числа рецидивов. В процессе овладения новыми речевыми стереотипами осуществляется развитие артикуляционного аппарата, овладение ритмизированной слоговой речью, релаксацией мышц тела и артикуляционного аппарата, устранение сопутствующих движений, освоение упражнений по психотренингу, включающему элементы аутогенной тренировки на фоне заданного ритма.
Некоторые исследователи отмечают, что введение простой метрономной обратной связи на определенной частоте, без сложной аппаратуры по анализу ЭЭГ-ритмов также дает значительный положительный эффект (Аrmsоп еt аl., 1997; Christenfeld, 1996).
Г.И. Ангушев (1974), изучая роль произвольного управления выполняемой деятельности, получил экспериментальные данные, указывающие на иерархию уровней саморегуляции. Автор указал, что различие между заикающимися и лицами без речевой патологии заключается в характере соотношения двух уровней регуляции: произвольного (сознательно контролируемого) и непроизвольного (бессознательно контролируемого). У заикающихся регуляция осуществляется с привлечением более высокого уровня, чем у здоровых. В результате этого затруднен процесс автоматизации деятельности, что обусловливает нестойкость сформированных в ходе коррекционно-педагогического процесса динамических стереотипов и требует проведения регулярных упражнений.
В процессе коррекции заикания ведущая роль принадлежит тренировкам, направленным на выработку нового стереотипа речеобразования. Работа проводится с использованием различных технических средств. В педагогической практике с 60-х годов XX века начал применяться метод биологической обратной связи (БОС). Метод БОС, базирующийся на основе механизмов саморегуляции организма, ведет к установлению в центральной нервной системе новых, необходимых для получения желаемого эффекта функциональных связей, закрепляемых в процессе обучения. С помощью этого метода заикающиеся получают возможность самостоятельно контролировать и регулировать отдельные параметры своих функций (дыхания, голосообразования и др.). БОС, основанная на преобразовании речевого сигнала в зрительный образ, эффективно применяется в процессе комплексной реабилитации заикающихся и оказывает положительное влияние на процесс речеобразования (Т.К. Королевская, 1996; О.С. Орлова, 2003; И.А. Поварова, 1995, 2003; А.А. Сметанкин, 1999, 2002 и др.).
Вопрос эффективности комплексного лечения заикания освещается в работах Г.А. Волковой (1983); Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской (2002); Н.А. Власовой, К.П. Беккер (1983); В.Г. Казакова (1973); В.А. Ковшикова (1972); В.А. Куршева (1973); М.И. Лохова (1994, 2000); В.И. Селиверстова (2000); В.М. Шкловского (1967, 1994) и многих других исследованиях.
Неоднозначность взглядов исследователей на результаты лечения обусловлена различными подходами к определению оценок и критериев эффективности коррекции этого нарушения речи.
Эффективность коррекции заикания определяется рядом факторов:
• характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики (речевых, моторных и нервно-психических особенностей);
• сроками начала коррекционного воздействия и его продолжительностью;
• комплексностью воздействия;
• адекватностью выбранных методик коррекционного воздействия, учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и др.; установкой на учение.
Высокая пластичность центральной нервной системы, выбор правильных средств и методов воздействия и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса коррекции заикания.
Таким образом, в вопросах преодоления заикания исследователи до сих пор высказывают различные точки зрения, из которых, на наш взгляд, наиболее правильной представляется та, которая предусматривает комплексный медико-педагогический и психологический подход к проблеме реабилитации заикающихся.
Материал взят из книги Поваровой И А «Коррекция заикания в играх и тренингах.»