Заикание — что это такое?
Наверное, не найдется человека, который бы не встречал в своей жизни заикающегося.
Все знают, что заикающиеся запинаются, застревают на отдельных звуках,
словах, мучительно переживая неспособность высказаться. Это внешняя
сторона заикания. А что внутри? Почему возникает недуг, который нередко
меняет судьбу человека? Ведь из-за заикания
некоторые люди не решаются осуществить свои мечты, «откликнуться» на
призвание, не осмеливаются объясниться в любви. Иначе говоря, нарушение
речи у заикающегося приводит к развитию комплекса неполноценности.
Так почему же все-таки дети начинают заикаться? Именно дети, потому что в подавляющем большинстве случаев заикание возникает в возрасте от двух, максимум до 6—7 лет.
Нет единства во взглядах на причины и сущность заикания.
Наиболее распространено мнение, что заикание — это невроз. Его даже
называют часто логоневрозом. Основным фактором, вызывающим его, наиболее
часто считают испуг. И действительно, родители заикающихся, да и они
сами сообщают, что запинки возникли у них непосредственно после испуга.
При этом чаще всего источником испуга являются собаки. Пугаются дети и
других животных, например, коров, коз. Затем — пьяных, драк взрослых,
особенно родителей, страшных сказочных персонажей, грозы и — злых
воспитателей, которые пугают страшными наказаниями, а иногда и выполняют
свои угрозы.
Да, испуг, несомненно, часто присутствует в возникновении заикания.
Но... Вот тут-то всплывает это коварное «но». Сколько детей пугается
чего-нибудь, да еще как, а заикаются далеко не все. Это же замечание
справедливо и для заикания, которое появляется поводом к подражанию.
Сколько детей находится рядом с заикающимся, а начинают заикаться далеко
не все. Так что для того, чтобы появилось заикание, одного испуга
недостаточно. Нужно, чтобы у ребенка были какие-то особенности нервной
системы, создающие предрасположенность к заиканию.
Для того, чтобы объяснить, что это за особенности, следует разобраться в том, что же такое само заикание.
Как выгладит заикание
В настоящее время заикание определяется как нарушение плавности и ритма
речи. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание
становится коротким, напряженным, сбитым, голос также напряжен,
отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса.
У одних детей запинки в большей степени сосредоточены в губах, языке, у
других — в голосовом аппарате, гортани, у третьих — в дыхательном
отделе. У части детей запинки охватывают все эти отделы приблизительно в
одинаковой степени.
Сами запинки, которые иногда называют судорогами, бывают двух видов: клонические и тонические.
Клонические запинки проявляются в многократном повторении какого-либо
звука или слога, чаще всего в начале слова, например, «п-п-п-папа» или
«па-па-па-папа».
Тонические запинки проявляются в длительном напряжении мышц на
каком-либо звуке или слоге. Речи в это время нет, но мимика напряженная
(особая гримаса на лице), часто покраснение кожи лица, надувание жилок
на шее. Например, «п...папа». Тонические запинки могут выступать в виде
напряженного протягивания гласных звуков или добавления гласных в начале
слова, например, «Ааа...ня» или «Ааа...кошка».
Некоторые дети, пытаясь преодолеть запинку, начинают топать ногой,
хлопать по бедру рукой, причмокивать и т.п., т.е. у них появляются
сопутствующие движения. В начале эти движения как будто бы помогают, но
очень быстро переходят во вредную привычку и, не облегчая больше речь,
делают заикание еще более тяжелым.
Различным может быть и начало заикания. В одних случаях запинки
появляются сразу, как гром среди ясного неба. В других — заикание
развивается постепенно. Сначала ребенок останавливается, «спотыкается»,
протягивает гласные, как будто случайно. Ученые еще не полностью
проанализировали значение того, как возникает заикание для особенностей и
прогноза его лечения. Однако несомненно этот фактор является важным.
Родители должны обратить внимание и запомнить, как начиналось заикание. Даже при малейших сомнениях (заикание ли это) необходимо обратиться к специалистам.
Визель Т. Г.