Заикание, его предупреждение и устранение
Сущность заикания
Заикание — мучительное, тяжелое расстройство речи.
Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит
правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение
дошкольника в детский коллектив.
Вот почему воспитателю следует серьезно задуматься над средствами
устранения у своих воспитанников этого недостатка. Надо понять природу
заикания, изучить личность заикающегося и овладеть
доступными специальными педагогическими методами. При таких условиях
воспитатель может помочь ребенку нередко даже в большей степени, чем
специалист-логопед, в силу более интимного и длительного контакта со
своим воспитанником и его семьей.
Заикание
— функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех
или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого
нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается
вследствие задержки на некоторых звуках и словах.
Формы заикания
Заикание
является нарушением речевого ритма, нередко связанного с несовершенным
ритмом движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). Иногда
судороги ритмично повторяются: пе-пе-пе — петух или п-п-п — петух,
А-а-а-аня. Такая форма заикания свойственна маленьким детям. Она
называется клонической . Иногда ребенок из-за судороги совсем не в силах
вымолвить нужный звук или надолго задерживается на нем, мучительно
преодолевая судорогу: п — —петух, А.... (долго тянет звук а) — Аня. Эта
форма заикания называется тонической . Обычно с такими затруднениями
произносятся первые звуки слова и фразы. Более легкая, клоническая форма
заикания нередко с течением времени переходит в трудную — тоническую.
Бывает, что заикающийся до произнесения слова судорожно, со свистом
выдыхает почти весь воздух и затем уже, захлебываясь, говорит: ххх
(выдох) хя очень болен — я очень болен.
Судороги проявляются то преимущественно в дыхательном аппарате речи, то в
голосовом, то в артикуляторном. У многих заикание сопровождается
судорожными или привычными движениями рук, ног, головы.
Нередко у заикающихся имеется и косноязычие.
Одновременно с судорожными проявлениями у заикающегося
наблюдаются, преимущественно в старшем возрасте, разнообразные
болезненные явления. В разговоре он волнуется, заранее боится, что не
сможет хорошо сказать. Иные из заикающихся свое внимание сосредоточивают
на «трудных» для произношения звуках. Некоторые же, обычно более
развитые, смущаются, переживают из-за своего дефекта чувство острого
стыда перед окружающими, безуспешно пытаются скрыть от них свой
недочет (избегают разговоров, ограничиваются немногословной речью и
краткими ответами, говорят тихо, сквозь зубы, краснеют, бледнеют,
покрываются потом).
Подобные переживания плохо действуют на психику ребенка, портят его
характер (нередко он становится раздражительным, мнительным, болезненно
обидчивым, нелюдимым, иногда озлобленным). Они закрепляют и усиливают
заикание, следовательно, нужно пристальное внимание воспитателя к таким
детям.
Дети заикаются лишь в присутствии других людей — детей и взрослых, в
одиночестве же говорят нормально (например, с игрушками). Поют они также
без заикания. В одной обстановке или в беседе с одними лицами ребенок
не заикается, при других обстоятельствах и людях заикается. Многое
зависит от сложившегося у него отношения к собеседнику, к обстановке.
Течение заикания
Заикание
возникает то внезапно, иногда после некоторого периода немоты (от
нескольких часов до нескольких дней), то исподволь, постепенно
усиливаясь. Последнее происходит чаще всего в результате истощающих
нервную систему болезней, интоксикации ее.
При благоприятных условиях жизни и развития организма ребенка оно может
постепенно исчезнуть. Но если окружающие в присутствии ребенка начинают
усиленно обращать внимание на порок речи, много говорить об этом
«несчастье», горевать, охать, если у малыша возникает боязнь оказаться
смешным при разговоре с другими, если нервная система при этом
ослаблена, то заикание, наоборот, усиливается. Заикание периодически то
ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям,
и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей, падающих на
мозг ребенка.
Причины и механизмы заикания
Заикание
чаще всего возникает в возрасте от 2 до 5 лет, когда нервная система,
слуходвигательные и речевые системы мозга еще не окрепли, поэтому их
функция легко нарушается неблагоприятными условиями (чрезмерными или
слишком сложными раздражителями), а затем — в 7 лет (поступление в
школу).
Благоприятную почву для возникновения заикания представляет болезненное
состояние нервной системы ребенка, обусловленное рядом обстоятельств:
неблагоприятные условия беременности, тяжелые роды, детские болезни,
особенно коклюш, вызывающий судороги в речевых органах, тяжелые условия
жизни в семье и т.п. В результате дети часто оказываются капризными,
непоседливыми, раздражительными, с тревожным сном, плохим аппетитом.
Это отдаленные, предрасполагающие причины заикания, которые не всегда
обязательно вызывают заикание. Но при подобном болезненном состоянии
нервной системы для появления заикания иногда достаточно действия даже
не очень сильных, но необычных, неожиданных или длительных
раздражителей, являющихся для слабой нервной системы чрезмерными.
Ближайшие, производящие причины заикания:
Испуг, внезапное изменение обстановки, страх, даже во сне, боязнь
темноты, одиночества, ожидаемого наказания или прихода страшного дяди,
которыми запугивают няни незасыпающего ребенка и т.п. Например, один
ребенок стал заикаться, увидав как дед-мороз снял маску и на его глазах
превратился в его собственного папу.
Катя, девочка шести лет, боялась фотографироваться. Ее насильно сфотографировали, и она стала заикаться.
Возможно заикание детей и вследствие медленного развития речи или
плохого произношения некоторых звуков. В этом случае какая-то
недостаточность в речедвигательных системах мозга вызывает заикание.
Заикание у детей, особенно у нервных, в старшем возрасте может произойти
из-за болезненного самовнушения (патологической фиксации), нередко «при
помощи» окружающих и вследствие неудач в речи (искажение звука,
трудность выразить свою мысль словами и т.п.). Случайные остановки,
запинки вызывают у таких детей уверенность, что это и в будущем
повторится.
У некоторых дошкольников подобное происходит от чрезвычайно быстрой
речи: ребенок торопится, подражая быстрой речи окружающих и стремясь, в
силу своей повышенной возбудимости, быстро высказать свою мысль,
спотыкается на некоторых звуках — и начинает заикаться. Здесь
сказывается перенапряжение нервных процессов при быстром следовании
динамических стереотипов (звуков, слогов, слов) и фиксация неудач.
Дети слабого нервного типа, в частности с неупрочившимися корковыми
механизмами речи, не выдерживают непосильной для них речевой нагрузки.
Для них вредна излишняя стимуляция и принуждение много рассказывать или
декламировать по всякому поводу различным лицам, выслушивать с утра до
ночи рассказы, сказки, чтение, иногда с трудным для ребенка содержанием и
языком.
Возможны случаи возникновения заикания в момент парадоксальной фазы
речевых рефлексов, когда легко возникает самовнушение . Такое состояние
наблюдается при утомлении (истощении) нервной системы, при страхе,
смущении, растерянности, трусости, боязливости и т.п. В этом состоянии
любая запинка в речи может легко и прочно закрепиться и превратиться в
заикание.
Физические травмы (ушибы головы, падение с высоты) нередко также
вызывают нарушение мозговой функции даже у детей с крепкими нервами. И
здесь очевидно действие нервной травмы.
Нередко заикание
вызывается инфекционными заболеваниями: коклюшем, нарушающем дыхание и
вызывающим страх перед припадком; глистами, истощающими ребенка,
раздражающими нервную систему и отравляющими мозг токсинами (ядами), и
т.п.
Встречаются случаи заикания по подражанию: нервные,
психически неустойчивые дети, слушая речь заикающихся или передразнивая
их, невольно, в силу рефлекса подражания, сами начинают заикаться.
Бывает, что левши, когда их насильно переучивают владеть правой рукой,
начинают заикаться: нарушаются уже установившиеся в мозгу координации и
связи речевых движений с движениями руки и всего тела.
В
большинстве случаев заикание можно рассматривать как невроз речи, т.е.
нарушение, срыв нормальной деятельности в результате чрезмерных
раздражителей нервной системы. К подобному перенапряжению нервной
деятельности относятся и «сшибки» двух противоположных основных
процессов мозга — возбуждения и торможения. Заикание иногда появляется в
результате одновременного действия раздражителей противоположного
характера. Например, папа предлагает ребенку погулять по садику, а мама
запрещает: «Не смей идти в садик — опять вся перемажешься в грязи». В
результате у неуравновешенного ребенка может произойти нервный срыв
(истерика) и — заикание.
Эти срывы свойственны неуравновешенному типу нервной системы,
преимущественно слабому, и зависят не только от типа ее, но и от многих
других причин: от общей обстановки (ситуации), характера речи ребенка и
окружения, прошлого опыта, состояния здоровья, настроения, возраста и
т.п.
Нервные срывы при известных условиях вызывают болезненные навязчивые
состояния: в коре мозга, по Павлову, образуется «больной пункт» (стойкие
патологические связи). При нормальной деятельности остальной части
мозга в этом пункте происходит застойность, инертность раздражительного
процесса — в результате возникает или стойкое раздражение, или
торможение в ответ на приходящий сюда раздражитель. Ранее заикавшийся
ребенок испытывает страх снова заикнуться. И.П. Павлов определяет страх
как «различные степени пассивно оборонительного рефлекса». Он возникает
на почве слишком чувствительного, утрированного торможения в уже до
этого патологически ослабленных сильными раздражителями клетках коры.
Нередко заикание
при указанных условиях мозговой деятельности вызывается длительными
неприятными эмоциональными состояниями (ожидание наказания, ревность
дитяти). Возникает по А.Д.Зарубашвили, «патологическое беспокойство» и
болезненное перенапряжение динамических возможностей второй сигнальной
системы. Дитя не в состоянии надлежаще проанализировать создавшуюся
вокруг него сложную и трудную ситуацию речевого общения и начинает
заикаться. Например, ребенок-лакомка в отсутствие родителей разбил в
буфете банку с вареньем. Проходит день, два, три. Мать не обнаруживает
«несчастья», а ребенок нервничает, плохо спит, отвечает невпопад. На
четвертый день родители замечают, что их сын стал заикаться. Иногда
заикание также может случиться из-за ревности первенца в отношении
появившегося братца или сестрицы.
Следует воздержаться от досрочного обучения заикающегося иностранному
языку — заикание может усилиться (особенно при строгих требованиях со
стороны обучающего).
Однако известно, что не всегда подобные раздражители вызывают у ребенка заикание.
Многие дети пугаются, падают с высоты, тонут и т.п., но после этого не
заикаются. Все зависит от состояния нервной системы ребенка. Если он
нервно здоров, то он в случае подобных воздействий быстро приходит в
норму. При нервной же слабости полученное потрясение оставляет после
себя неизгладимые следы в виде расстройства деятельности в речевых
областях головного мозга, что выражается в заикании.
Не является ли заикание наследственным? Так еще многие думают, но это
мнение неправильно. В данном случае по наследству может передаться лишь
неполноценность нервной системы. Вот почему у заикаюшихся родителей
далеко не всегда и не все дети заикаются. При этом иные из них заикаются
не на почве унаследованной нервной системы, а вследствие подражания
речи родителей. То обстоятельство, что заикание не наследственное, а
приобретенное расстройство речи, облегчает борьбу с ним.
Итак, заикание тесно связано с состоянием нервной системы, со всей
личностью ребенка и его взаимоотношениями с окружающими. Из такого
положения вытекают и средства борьбы с ним.
Устранение заикания
С самого начала работы воспитатель (учитель) должен взять
заикающегося на особый учет, проявить к нему максимум внимания,
чуткости, ласковости и заинтересованности его личной жизнью и тем самым
сблизиться с ним, расположить его к себе. Для этого часто достаточно
нескольких удачных вопросов (есть ли у него папа? мама? брат? сестра?
как их зовут? есть ли у него игрушки? какая из них любимая? где провел
лето? и т.д.).
Говорить с заикающимися надо медленно, ласково.
Затем сближают его с наиболее уравновешенными, нормально говорящими
детьми. Предварительно нужно поговорить с ними отдельно, объяснить, что
заикающемуся трудно говорить, он стесняется, но скоро привыкнет и
перестанет заикаться. В заключение такой беседы надо предложить им
разговаривать с новичком несколько замедленно, удерживать его от быстрой
речи, вовлекать в спокойные игры, подбадривать и защищать от нападок и
обид, особенно от передразнивания другими детьми.
Одновременно с этим воспитатель тщательно изучает семью ребенка, причины
возникновения заикания и бытовые условия, наблюдает поведение
заикающегося в группе, особенно в разговоре. В результате такого
изучения он дает семье советы, как надо обращаться с заикающимся и какие
моменты быта подлежат изменению. Выдержанное, спокойное и внимательное
отношение к заикающемуся, без подчеркнутой жалостливости, слезливости,
заласканности, потакания капризам, твердая дисциплина и режим (играть,
питаться, спать вовремя), спокойные условия жизни, отсутствие всякого
рода разговоров при нем о его заикании — залог успеха. Вместе с тем
нужно обратиться к врачу-педиатру.
Наладив и настойчиво поддерживая указанные условия в детском саду и
дома, воспитатель в дальнейшем следит за формированием правильной речи
заикающегося и обращает особое внимание на специальное развитие тех
сторон, которые у него недостаточно развиты. Эта работа ведется по
следующим разделам, конечно, не в даваемой в книге последовательности, а
в их взаимосвязи, с акцентированием внимания то на одном, то на другом
из разделов в зависимости от дефекта.
Речь
Своим личным примером и систематическими требованиями воспитатель
приучает заикающегося говорить медленно, плавно, ритмично, слитно. Это
достигается произношением нескольких слов на одном выдохе без пауз между
ними, незначительным растягиванием гласных звуков в словах и
ритмичностью речи, например: ЗавтраПервоемая. Фраза произносится как
одно слово (завтрапервоемая). Медленная речь не только помогает
преодолеть заикание, но и перевоспитывает личность заикающегося (он
становится спокойнее, выдержаннее).
Если ребенок начинает затрудняться произносить данное слово, то
воспитатель спокойно подсказывает или произносит его и предоставляет
ребенку возможность, не задерживаясь, продолжать говорить. Когда ребенок
почему-либо начинает сильно заикаться, то воспитатель заканчивает
начатое им сам и успокаивает его, переключив на иное. Ни в коем случае
нельзя заставлять заикающегося обязательно произносить или повторять за
собой «трудные» для него звуки или слова, т.е. укреплять патологические
временные связи.
Чем чаще произносит одновременно с воспитателем, повторяет вслед за ним
медленную речь, тем успешнее пойдет перевоспитание его речи.
При тяжелых формах заикания необходимо почаще, перед занятиями или после
них, в течение 5—7 минут проводить с ребенком логопедическую работу
(совместное рассказывание по картинке, затем повторение за воспитателем
и, наконец, в случае успеха в предыдущем, самостоятельная речь — ответы
на вопросы, рассказ по картинке, сообщение о своих игрушках, о порядке в
своей одежде и т.п.).
В специальных занятиях с заикающимися рекомендуется побольше произносить
(лучше — заново разучивать) стишки, так как их ритм упорядочивает
плавность речи. При этом воспитателем регулируется и речевое дыхание
(после каждой строчки стишка делается остановка и легкий вдох). Строчки
(стихи) должны быть короткими (2—4 слова). Но произнесение должно быть
плавное, нескандированное.
И здесь соблюдается в приемах последовательность: совместная речь, повторяемая и самостоятельная.
Надо приучить заикающегося к плавной, медленной речи путем слушания ее
им при назывании воспитателем предметов, игрушек и т.п., но насильно не
навязывать ее ребенку. Затем связно рассказать о названных предметах
(медленно, с паузами и вдохом), после чего спросить: «Что мы видели?»
(ответы) «Что делает дед?» и т.д.
Каждая фраза воспитателя — музыкально законченная мелодия, с четким словесным и логическим ударением.
По рассказанному чаще задавать вопросы по развитию логического мышления,
которое у заикающихся из-за страха речи нередко нарушается. Здесь
полезно такого рода занятие: «Я скажу одно слово, а ты скажи, что
дальше?» («Кошка». «Кошка мяукает».) Полезно иногда, чтобы ребенок
слушал рассказ воспитателя с закрытыми глазами: у него лучше формируется
акустический строй речи, отчетливее создаются представления о речевых
движениях и ее содержании (исключены отвлекающие моменты).
Очень полезно участие заикающегося в хоровом пении (равно как и пение в
одиночку, потому что оно регулирует дыхание и устраняет прерывность
речи), в речевых играх (речевое лото, домино, игра в мяч с речевым
сопровождением), в хороводах с пляской и инсценировках, в декламации
стихов, особенно хором или под музыку и с движением. Например, ужение
рыбок на магнитный крючок с приговариванием: «Ловись, рыбка, маленькая,
ловись, рыбка, большая», с называнием пойманных рыбок и подсчетом их.
Также хорошо составление ребенком из отдельных картинок целого рассказа,
сопровождая этот процесс речью («Неудачный рыболов», «Дед и репка» и
т.п.), коллективное произнесение отдельных стишков, рассказывание
известных уже сказок, когда один начинает (обычно воспитатель), а другие
поочередно продолжают.
Песенка заучивается по частям: сначала воспитатель поет две-три фразы, затем вместе с ребенком. Так же заучиваются и стишки.
Все это воспитывает у ребенка уверенность в своих речевых возможностях и преодолевает страх.
При наличии косноязычия, которое усиливает заикание, надо поторопиться ликвидировать его обычными методами.
Устраняя косноязычие, надо внушить ребенку: «Будешь хорошо говорить звук
(такой-то) — и запинаться перестанешь». Иногда так и бывает.
Дыхание и голос
У заикающегося оно часто неправильно. Следует приучить ребенка говорить
на достаточном выдохе, для чего нужно следить, чтобы он почаще, но без
усилия, не поднимая плеч и не переполняя легких, спокойно вдыхал во
время речи. Частые остановки, короткие фразы содействуют развитию
правильного речевого дыхания. Все изложенное (на стр. 112—114) об
устранении недостатков дыхания является обязательным и в отношении
заикающихся. На это же обращается внимание и при физкультуре, особенно в
упражнениях на плавный выдох. Нужно воспитывать у заикающегося голос
уверенный и достаточно сильный. Этому содействует хоровое пение. Очень
полезно такого ребенка назначить запевалой.
Рекомендуется поощрять игру на детских музыкальных инструментах, танцы,
движения с речью и под музыку или хлопки в ладоши. Все это, развивая
ритмику движений, упорядочивает, как и пение, ритм речи, дисциплинирует
заикающегося и создает у него бодрое настроение, укрепляет волю.
Моторика
Заикающихся, если у них наблюдается некоторая неловкость, неуклюжесть в
движениях, плохая координация их, надо усиленно вовлекать в
разнообразные игры с движением, усиленно проводить с ними физкультуру
(после консультации с врачом).
Если у ребенка замечается во время речи и при других движениях
чрезмерная напряженность (ригидность) мышц, в чем легко убедиться
ощупыванием мышц предплечья, шеи, груди, живота, то полезно проводить в
виде игры растормаживающую гимнастику. Например, ребенок «полощет» белье
(нагнувшись, быстро двигает вправо-влево руками с вялыми кистями);
изображает, как постепенно вырастает и затем увядает цветок (присев и
сжавшись с расслабленной мускулатурой в комочек, ребенок постепенно
поднимается и развертывает руки в стороны, а затем вяло снова собирается
в комок). Воспитатель ощупыванием проверяет напряженность мышц. Эти
приемы полезно проводить перед речевыми играми. Иногда и в самом
разговоре (делается перерыв) следует, ощупывая руки, шею и т.д.,
приводить их в ненапряженное состояние (растормаживать): ребенку
предлагается легко, без напряжения подвигать руками, головой, покачать
туловищем.
Психика
Говоря о воздействии на психику ребенка, мы тем самым говорим о
закономерностях высшей нервной деятельности как материальной основы
психики. В этой части работы с заикающимся главное — воспитать у него
уверенность в себе (преодолеть страх речи), сознание своей
полноценности. Для этого, кроме уже указанного, надо:
1. В случае сильного волнения, смущения или робости ребенка прервать
судорожную речь, приласкать, утешить, успокоить его, объяснив, что все
его любят, бояться и стыдиться ему нечего. Однако долго беседовать на
эту тему не следует — важно вовремя отвлечь дитя от тяжелых переживаний и
мыслей.
2. Вовлекать в коллективную жизнь группы, но поручения давать посильные,
постепенно усложняя их и увязывая возможно больше с выступлениями перед
группой (краткие отчеты о сделанном, рассказы о маме). Перед такими
выступлениями необходимо подбодрить, успокоить заикающегося.
3. Осторожно выдвигать заикающегося на более активную деятельность. В
этих случаях нужно очень внимательно поддерживать ребенка, ободряя и
успокаивая, и следить, чтобы не усилилось заикание. В случае ухудшения
речи следует тактично, не ущемляя самолюбия ребенка, на время освободить
от нервирующей его деятельности.
4. Выявить основной интерес заикающегося и, если он здоровый,
содействовать осуществлению его. Чем больше ребенок занят своим любимым
делом и чем сильнее сознает свою полноценность, тем меньше он думает о
своем заикании, о своей мнимой недостаточности, а следовательно, и
меньше заикается.
5. Всемерно, но умело одобрять заикающегося, пользуясь каждым подходящим
случаем, особенно когда он говорит не заикаясь; этим утверждается в нем
уверенность в себе и сознание своих успехов в речи. В случае неудачи —
успокоить и отвлечь его внимание на другой предмет.
6. Воспитывать в нем твердую волю, храбрость, смелую осанку, твердую походку.
7. Нужно воспитать у заикающегося навык во время речи смотреть собеседнику прямо в глаза (он обычно избегает этого).
8. Вредно при ребенке говорить о его заикании, демонстрировать его дефект другим лицам (разрешается лишь специалистам).
Самое главное и трудное — это помочь заикающемуся преодолеть свое
болезненное убеждение, что речь у него «не выйдет», что он «не сможет»
сказать нужное слово, что он «хуже других».
Без соблюдения перечисленных советов отдельные приемы (медленная речь,
лечение и т.п.) очень часто не дают положительных, тем более — прочных
результатов.
Необходимо считаться с индивидуальными качествами заикающегося, с его
возрастом, характером и склонностями. С бойкими, живыми, разговорчивыми и
веселыми непоседами можно, действовать смелее, дисциплинировать их;
наоборот, с вялыми, замкнутыми, угрюмыми и обидчивыми детьми следует
обращаться осторожнее, постепенно вовлекая их в жизнь коллектива, чтобы
они еще более не ушли в себя. Надо знать жизнь ребенка с рождения,
причину заикания, но не упоминать о ней при ребенке.
Нервных и заикающихся детей старшего возраста нужно тактично путем
попутных советов и указаний приучить не торопиться с ответом, а сначала
подумать, почаще во время ответа или рассказа останавливаться
(передохнуть) и не спеша, спокойно, слитно говорить. Но вредно назойливо
напоминать об этом, а тем более раздраженно требовать.
Необходимо следить, чтобы это постепенно перешло в привычку. Полезно
систематически отмечать в специальном дневнике выполнение этих правил и
поведение ребенка в целом. Такую оценку в виде красных и черных
кружочков делает и воспитатель и родители при активном участии ребенка
—он сам рисует кружочки . Работа над дневником стимулирует заикающихся к
преодолению своего дефекта и служит хорошим материалом для
воспитательной беседы с ними.
В случае обнаружения у ребенка заикания в детском саду или в семье сразу
же под предлогом какой-либо болезни (не заикания) его укладывают в
постель. Лучше, если это делается по назначению врача. Соблюдается
полнейшая тишина. Не запрещая ребенку разговаривать с игрушками и
картинками, сами окружающие возможно меньше разговаривают с ним.
Естественный сон удлиняется, а иногда врач применяет и лечебный сон. По
мере надобности прибегают к лекарственному лечению. Ни ребенок, ни его
товарищи не должны знать о заикании. После одной-двух недель такого
режима часто заикание совсем исчезает. Если оно не прекращается (срок
устанавливается врачом, спешить нельзя), то ребенок возвращается в
детский сад, и с ним поступают так, как и в других случаях заикания.
Тесный контакт с врачом, а если возможно, и с логопедом является
обязательным на всем протяжении занятий с заикающимся. Сам же
воспитатель должен ясно осознать, что судьба дошкольника в его руках:
при его правильном подходе заикание в подавляющем большинстве случаев
исчезает навсегда. Нужно оберегать ребенка от вредных воздействий на его
нервную систему и укреплять достигнутый успех.
Если бывший заикающийся очутится в тех же условиях при которых он стал
заикаться, или напоминающих их, то возможен рецидив. Поэтому такого
ребенка надо долгое время охранять от подобных раздражителей и вообще от
сильных воздействий на его нервную систему. Передавая его в школу,
воспитатель или родители обязаны дать учителю соответствующие
разъяснения и рекомендовать определенный подход к ребенку, подготовку
благоприятных условий для него. Хорошо при этом еще до поступления в
школу познакомить дитя с его будущим учителем.
Бывает, что, несмотря на принятые меры, заикание у ребенка с
поступлением его в детский сад усиливается. Это, возможно, происходит
вследствие перевозбуждения его слабой нервной системы разнообразными
раздражителями детского коллектива и новой обстановки. В таких случаях
надо возвратить дитя в семью, конечно, при подходящих для ребенка
условиях жизни в ней.
Одним из лучших средств преодоления заикания у дошкольников служит
спокойная обстановка жизни ребенка, здоровый режим дня и правильное
отношение окружающих. Родителям следует рекомендовать летом увозить
заикающихся детей из города на возможно долгое время (3—4 месяца) в
тихое, спокойное место. Ребенок большую часть времени должен проводить в
общении со спокойной, выдержанной, ласковой матерью, бабушкой или
пожилой няней и дружить не больше, чем с одним уравновешенным товарищем,
лучше младшим по возрасту, не перегреваться на солнце, не
перевозбуждаться в играх. Нужно охранять и укреплять нервы ребенка.
Таким образом, главным являются психотерапия и укрепление общего
здоровья.
Яркой иллюстрацией сказанного является случай устранения заикания у дошкольницы Кати (той самой, которая боялась фотографироваться). В глухом селении Читинской области мать и главным образом бабушка, руководствуясь нашим консультативным письмом, решительно и вдумчиво занялись преодолением заикания у Кати. Вот что нам через год пишет ее мать: «... У нас отдельный дом и усадьба, так что возможность уединить ребенка на некоторое время была. Но ведь нельзя же все время держать ребенка только в своем дворе, вдали от детского общества? Девочка ходила гулять в лес, на реку, на площадку, где всегда собираются дети, но гуляла всегда в присутствии бабушки, которая так занимала ее, что особенно она не болтала и не обнаруживала свой недостаток. Для игр бабушка приглашала девочек тихих, спокойных, которые во многом ей уступали, девочек старше ее по возрасту или, наоборот, самых маленьких девочек, которые сами кое-как лепетали и уж никак не могли сделать ей замечание, что она говорит не так. Но дома ведь был брат, старше ее на шесть лет, и еще двоюродный брат, оба шумные, подвижные, сорванцы-мальчишки. Обоим им было приказано очень строго, чтобы они ни в коем случае не напоминали Кате, что она заикается, не поправляли ее. Но наедине бабушка очень серьезно ей говорила, что если она при разговоре будет торопиться и произносить слова неправильно, то она ни за что никуда ее не поведет — ни в лес, ни на реку. Я много с ней пела детских песенок, разучивала с голоса стихи, читала медленно, нараспев русские сказки. Все это девочка запоминала, а так как подражательность в ней сильно развита, то она стихи, сказки, читала точно так, со всеми интонациями. Дома создали ей спокойную обстановку, чтобы ничто не нервировало ее и не раздражало: правильный тихий сон, принятие пищи в одно и то же время, ежедневные купания, игры на воздухе. Недостаток ее, т.е. заикание, постепенно стал исчезать. Катя стала заикаться только тогда, когда сильно торопилась, но и это постепенно исчезло».
В
изложенной методике, в соответствии с учением И.П. Павлова о высшей
нервной деятельности, указывается, что заикание преодолевается в
основном следующим:
1) Образованием новых господствующих очагов возбуждения (доминант), иных
временных связей в коре мозга, переделкой порочного речевого
динамического стереотипа, что достигается изменением условий жизни и
речи заикающегося, отдыхом истощенных и ослабленных неблагоприятными
внешними раздражителями корковых клеток, участвующих в речевом акте.
2) Устранением безотчетного страха (фобии) при необходимости говорить с
другими людьми, мнительности, беспокойства путем выработки торможения
внушением, успокоением, разъяснением, особенно когда ребенок находится в
спокойном, несколько заторможенном состоянии.
3) Лечебными процедурами, укрепляющими нервные процессы в коре мозга, а следовательно, и в нарушенных системах речи.
При упорных случаях заикания и при отсутствии подходящей домашней
обстановки необходимо заикающегося поместить в специальное детское
учреждение для заикающихся.
Нужен логопед для взрослых? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».