Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз: «ФФНР: АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАфИЯ (на основе нарушений фонемного распознавания)»

Характеристики группы

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.
2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.
а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:
— уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
— выделение его на фоне слога;
— определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);
— определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);
— выделение его из предложения, текста.
б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель — их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.
В процессе работы каждый из звуков соотносится с определенной буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.
Примечание. В том случае, если у ребенка присутствуют нарушения фонетической стороны речи, устранению акустической (артикуляторно-акустической) дисграфии предшествует работа по коррекции звукопроизношения. На начальных этапах работы рекомендуется исключить проговаривание, так как оно может вызвать ошибки на письме.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
— развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.;
— уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).