Положение о детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР (утв. Приказом от 6 апреля 1979 г. N 35 Министерства социального обеспечения РСФСР

См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей", утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 августа 2002 г. N 54

  Раздел   I. Общие положения                            (п.п. 1 - 10) 
  Раздел  II. Задачи и функции детского дома-интерната   (п.п. 11 - 14)
  Раздел III. Условия  приема,  содержания  и  выписки   (п.п. 15 - 22)
              воспитанников                                            
  Раздел  IV. Организация учебно-воспитательной работы   (п.п. 23 - 28)
              в  детском  доме-интернате  (для  детей,                 
              способных  к  обучению   по  специальным                 
              программам и методикам)                                  
  Раздел   V. Педагогический совет                       (п.п. 29 - 35)
  Раздел  VI. Руководство   детским   домом-интернатом    (п.п. 36 - 43)

I. Общие положения

1. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей 1) является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации. В детском доме-интернате может быть организовано отделение или группа с дневным или шестидневным режимом содержания.
5. Детский дом-интернат именуется по названию городского, районного, сельского (поселкового) Совета, на территории которого он расположен. При наличии в одном населенном пункте двух и более таких домов-интернатов может быть присвоен порядковый номер. Наименование ему присваивается областным, краевым, отделом социального обеспечения или министерством социального обеспечения АССР.
6. Детский дом-интернат организуется в специально построенном или приспособленном здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и располагать всеми видами коммунального благоустройства для проживания воспитанников.
7. В детском доме-интернате для осуществления трудового обучения воспитанников создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в детском доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, подсобное сельское хозяйство.
Примечание: лечебно-производственные (трудовые) мастерские и подсобные сельские хозяйства создаются при детских домах-интернатах для глубоко умственно отсталых детей, способных к обучению по специальным программам и методикам.
Лечебно-производственные (трудовые) мастерские и подсобные сельские хозяйства осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них, утвержденными Министерством социального обеспечения РФ.
В целях укрепления материальной базы лечебно-производственных трудовых мастерских в детском доме-интернате могут создаваться цехи и участки в качестве структурных подразделений предприятий, деятельность которых регламентируется соответствующим положением.
8. Контроль за качеством медицинского обслуживания воспитанников, проживающих в детском доме-интернате, соблюдением санитарно-противоэпидемического режима и оказанием специализированной медицинской помощи осуществляют органы здравоохранения в установленном порядке.
9. Детский дом-интернат состоит на бюджете автономной республики, края, области, города (республиканского подчинения) и имеет годовую смету расходов, утверждаемую Министерством социального обеспечения, краевым, областным, городским (республиканского подчинения) отделом социального обеспечения, пользуется правами юридического лица, имеет печать и штамп со своим наименованием, а также штатное расписание, утверждаемое в установленном порядке.
Детский дом-интернат может иметь специальные средства от лечебно-производственных мастерских, подсобного сельского хозяйства и других доходов, которые расходуются на улучшение питания, бытового и культурного обслуживания, расширение лечебно-производственных мастерских, подсобного сельского хозяйства, а также на поощрение воспитанников.
10. В своей деятельности детский дом-интернат руководствуется действующим законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами, инструктивными письмами и постановлениями коллегии Министерства социального обеспечения РФ, министерства социального обеспечения, краевого, областного, Московского и Ленинградского и городских отделов социального обеспечения, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.

II. Задачи и функции детского дома-интерната

11. Основными задачами детского дома-интерната являются:
11.1. материально-бытовое обеспечение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организации ухода (надзора) и оказание им медицинской помощи;
11.2. осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую адаптацию воспитанников.
12. В соответствии с основными задачами детский дом-интернат осуществляет:
12.1. прием детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива;
12.2. бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им согласно утвержденным нормам благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви;
12.3. организацию рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья;
12.4. диспансеризацию, лечение, организацию консультативной помощи специалистов, а также госпитализацию больных с участием лечебно-профилактических учреждений;
12.5. проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
12.6. обеспечение нуждающихся воспитанников слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, а также немоторными средствами передвижения;
12.7. трудовое обучение умственно отсталых детей в объемах учебных программ, планов, разработанных Министерством социального обеспечения РФ;
12.8. мероприятия по повышению качества обслуживания, содержания и ухода, внедрению в практику передовых форм работы и методов обслуживания воспитанников;
12.9. совершенствование организации труда персонала и повышение его квалификации;
12.10. широкое использование шефской помощи предприятий (учреждений) в улучшении эксплуатации жилого фонда, объектов культурно-бытового назначения и благоустройства, а также проведения культурно-воспитательной работы.
13. Финансово-хозяйственная деятельность детского дома-интерната осуществляется в соответствии с утвержденным планом и сметой расходов.
В этих целях администрация детского дома-интерната организует:
13.1. обеспечение детского дома-интерната материалами, оборудованием, инвентарем, топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, бельем, школьно-письменными принадлежностями, учебниками, наглядными пособиями, игрушками и их рациональное использование;
13.2. рациональное и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание детского дома-интерната, и обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей;
13.3. соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности;
13.4. реконструкцию, а также своевременный капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, коммуникаций;
13.5. рациональное использование основных фондов и бесперебойную работу всех вспомогательных служб;
13.6. устройство детских площадок для игр и т.д.;
13.7. благоустройство и озеленение территории детского дома-интерната;
13.8. списание имущества, пришедшего в негодность, в соответствии с Инструкцией по учету белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в учреждениях и организациях системы Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденной приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 13 июня 1975 г. N 73;
13.9. ведение бухгалтерского, оперативного и статистического учета, составление отчетности по утвержденным формам и представление ее в установленные сроки соответствующим органам.
14. Администрация детского дома-интерната выполняет обязанности опекуна и попечителей в отношении воспитанников, проживающих в интернате и нуждающихся в опеке и попечительстве.
Для охраны имущественных интересов воспитанников (получение пенсии, управление имуществом и т.п.) в необходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом.

III. Условия приема, содержания и выписки воспитанников

15. В детский дом-интернат принимаются дети в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития.
16. Приему подлежат умственно отсталые дети, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи в соответствии с Инструкцией "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты", утвержденной Министерством здравоохранения СССР и согласованной с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам 5 - 7 сентября 1978 г. N 06-14/12/2495-МК (Приложение N 1), независимо от наличия родственников, обязанных по закону их содержать.
Дети инвалидов и участников Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников Отечественной войны, дети-сироты, дети одиноких и многодетных матерей принимаются в детский дом-интернат в первоочередном порядке.
17. Прием в детский дом-интернат производится по путевке министерства социального обеспечения автономной республики, краевого, областного, Московского, Ленинградского городских отделов социального обеспечения, которая выдается на основании заявления о приеме в детский дом-интернат (Приложение N 2) с указанными в нем документами.
18. Для лучшей организации ухода, медицинского обслуживания, осуществления мероприятий по социально-трудовой адаптации и ведения учебно-воспитательной работы, воспитанники размещаются по комнатам с учетом заболевания, возраста и распределения по учебным группам.
19. Временное выбытие воспитанников из детского дома-интерната разрешается на срок не более одного месяца.
Разрешение о временном выбытии воспитанников может быть дано при наличии заключения врача, письменного заявления родителей или обязательства родственников об обеспечении ухода за ними.
Расходы, связанные с поездкой к родителям или родственникам, детским домом-интернатом не возмещаются.
20. Воспитанники, достигшие 18-летнего возраста, овладевшие трудовыми навыками и могущие по заключению ВТЭК работать на предприятиях, в сельском хозяйстве, при наличии родителей, выписываются к ним и им районными, городскими отделами социального обеспечения оказывается помощь в трудоустройстве. Воспитанники, не имеющие родителей, трудоустраиваются министерствами социального обеспечения АССР, краевыми, областными, а в Москве и Ленинграде - городскими отделами социального обеспечения.
21. На воспитанников, выписываемых из детского дома-интерната с последующим трудовым устройством, директор детского дома-интерната оформляет и направляет в районный, городской отдел социального обеспечения по месту жительства родителей или районный, городской отдел социального обеспечения, который будет осуществлять трудовое устройство, следующие документы:
справку о сроке пребывания в детском доме-интернате и приобретенных трудовых навыках;
справку ВТЭК о группе инвалидности;
свидетельство о рождении и паспорт;
22. Воспитанники, достигшие 18-летнего возраста и неспособные к труду, в соответствии с заключением специализированной ВТЭК и решением педагогического совета переводятся в психоневрологические интернаты.
При этом детский дом-интернат высылает в психоневрологический интернат на указанных воспитанников их личные дела.

IV. Организация учебно-воспитательной работы в детском доме-интернате (для детей, способных к обучению по специальным программам и методикам)

См. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288

23. В детском доме-интернате осуществляется учебно-воспитательный процесс, предусматривающий привитие воспитанникам навыков самообслуживания, трудовых навыков, обучения элементарной грамоте, счету, развитие у детей простейших представлений и понятий.
24. Воспитание и обучение в детском доме-интернате осуществляется по специальному учебному плану в соответствии с программой по воспитанию и обучению умственно отсталых детей в детских домах-интернатах Министерства социального обеспечения РСФСР.
25. Все воспитанники, находящиеся в детском доме-интернате, распределяются по воспитательным группам в соответствии с их возрастом, физическим и интеллектуальным развитием и учетом возможности овладения трудовыми навыками.
26. Воспитанники детского дома-интерната распределяются по группам с наполняемостью 15 - 18 человек:
26.1. дошкольная группа от 4 до 8 лет;
26.2. подготовительная группа к трудовому обучению от 8 до 12 лет;
26.3. группы трудового обучения от 12 до 18 лет (в том числе подростковая от 16 до 18 лет).
26.4. Диагностическая группа от 4 до 18 лет.
Примечание: диагностическая группа создается с целью выяснения степени умственной отсталости, возможности трудового обучения и уточнения методов коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками.

См. Рекомендации по предельной наполняемости классов, воспитательных групп, групп продленного дня в специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах), детских домах и домах-интернатах, дошкольных учреждениях, специальных классах и группах в профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах и дошкольных учреждениях общего типа, утвержденные приказом Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18 июля 1991 г. N 251/125

27. Воспитание и обучение осуществляется воспитателями и инструкторами по труду в процессе обучения трудовой деятельности, проведения коллективных мероприятий, а также на занятиях по общеобразовательным предметам.
28. Учебные занятия в детском доме-интернате проводятся в соответствии со сроками, утвержденными Министерством просвещения РСФСР для общеобразовательных школ (начало учебного года, каникулы, четверть и окончание учебного года). Руководителям детских домов-интернатов, расположенных в сельской местности, где воспитанники обучаются сельскохозяйственному труду, предоставляется право по соглашению с областными, краевыми отделами и министерствами социального обеспечения АССР изменять эти сроки в зависимости от климатических условий.

V. Педагогический совет

29. Для обсуждения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы и трудового обучения воспитанников в детском доме-интернате создается педагогический совет.
Педагогический совет утверждает план работы на год и собирается не менее 4-х раз в учебном году.
В состав педагогического совета входят: директор детского дома-интерната (председатель совета), заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующий медицинской частью (отделением), заместитель заведующего по медицинской части, старший воспитатель, воспитатели, врачи, заместитель директора по административно-хозяйственной части, логопеды, массовик-культорганизатор, мастер учебно-производственных мастерских, инструкторы по труду, заведующий подсобным хозяйством.
30. Педагогический совет рассматривает:
30.1. мероприятия по выполнению директив Правительства, приказов и постановлений вышестоящих органов социального обеспечения;
30.2. планы работы детского дома-интерната;
30.3. итоги работы детского дома-интерната за каждую учебную четверть, а также планы проведения оздоровительной работы, праздников и т.п.;
30.4. комплектование отделений и воспитательных групп детского дома-интерната;
30.5. обмен опытом воспитателей и других работников детского дома-интерната в целях внедрения в практику лучших методов работы;
30.6. мероприятия по улучшению трудового и производственного обучения;
30.7. состояние физического воспитания детей; мероприятия по охране их здоровья, создание санитарно-гигиенических условий обучения, труда и отдыха воспитанников, состояние техники безопасности;
30.8. вопросы организации и состояния методической работы в детском доме-интернате, результаты проведения методических совещаний, семинаров и медико-педагогических конференций;
30.9. мероприятия по внедрению в детском доме-интернате научной организации труда, новые эффективные методы обслуживания умственно отсталых детей.
31. Члены педагогического совета имеют право вносить по своей инициативе на рассмотрение совета вопросы, связанные с учебно-воспитательной работой.
32. По вопросам, обсуждаемым на заседаниях педагогического совета, выносятся решения с указанием сроков и лиц, ответственных за их исполнение.
33. Решение педагогического совета принимается большинством голосов присутствующих членов совета и оформляется протоколом.
34. Для ведения дел педагогического совета из числа его членов ежегодно избирается секретарь, который ведет протокол заседаний, хранит документацию о работе совета, подготавливает материалы о работе совета за отчетный период.
35. Председатель педагогического совета организует систематическую проверку исполнения принимаемых решений совета и информирует совет об итогах проверки.

VI. Руководство детским домом-интернатом

36. Детский дом-интернат возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности министерством социального обеспечения АССР, краевым, областным, Московским и Ленинградским городскими отделами социального обеспечения из лиц, имеющих высшее педагогическое или медицинское образование.
37. Директор организует всю работу детского дома-интерната и несет полную ответственность за его состояние и деятельность.
38. Директор без доверенности действует от имени детского дома-интерната, представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами детского дома-интерната, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в государственном банке текущие счета детского дома-интерната.
В пределах своей компетенции директор издает приказы по детскому дому-интернату; в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников детского дома-интерната.
39. Директор обеспечивает подбор и правильную расстановку педагогических, медицинских и других кадров в соответствии с приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 31.03.78 г. N 29 "О номенклатуре должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием в системе Министерства социального обеспечения РСФСР", осуществляет руководство работой педагогического и медицинского персонала, повышение их квалификации, а также принимает участие в комплектовании детского дома-интерната воспитанниками и отвечает за выполнение учебно-воспитательного плана.
40. Директор детского дома-интерната по согласованию с местным комитетом профсоюза производит в установленном порядке премирование работников за достижение лучших результатов в работе.
Премирование руководящих работников детского дома-интерната (директора, его заместителей, главного бухгалтера, старшего бухгалтера на правах главного бухгалтера) производится вышестоящим органом социального обеспечения по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза. Премирование указанных работников при наличии фактов нарушения финансово-бюджетной дисциплины не производится.
41. Администрация детского дома-интерната совместно с местным комитетом профсоюза организует социалистическое соревнование работников, подводит итоги и определяет победителей.
42. Администрация детского дома-интерната совместно с местным комитетом профсоюза:
42.1. устанавливает правила внутреннего трудового распорядка в соответствии с Типовыми правилами;
42.2. распределяет жилую площадь в домах учреждения, а также жилую площадь, предоставляемую в распоряжение учреждения в других домах.
43. Проверка работы и ревизия финансово-хозяйственной деятельности детского дома-интерната производится вышестоящей и другими организациями в установленном порядке.

————————————————————————————————————————————————————————————
1) В дальнейшем именуется детский дом-интернат.