Практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде Письмо от 24 июля 2003 г. N 15-52-522/15-01-21 Министерства образования Российской Федерации

Во исполнение п.3 приказа Министерства образования Российской Федерации от 11.06.2003 N 2501 "О мерах по предупреждению распространения тяжелого острого респираторного синдрома на территории Российской Федерации" Департамент по молодежной политике направляет для сведения и руководства в работе Практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде, разработанные Центром образования и здоровья Министерства образования Российской Федерации и Институтом возрастной физиологии Российской академии образования.

Руководитель Департамента  
по молодежной политике  Г.В.Куприянова

Анализ методических подходов, форм и методов организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья, формированию ценности здоровья и здорового образа жизни в образовательных учреждениях в 97 регионах России свидетельствует о следующем:

- задача укрепления и сохранения здоровья школьников выделяется в качестве одной из ведущих задач учреждения, что, несомненно, является положительным актом;
- различные (отдельные) формы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников используются в подавляющем большинстве (78%) образовательных учреждений;
- в большинстве образовательных учреждений используются малодейственные формы работы по охране и укреплению здоровья, такие, как лекции и беседы, причем эта форма работы преобладает вне зависимости от возраста учащихся (и в младших, и в старших классах);
- в то же время в ряде образовательных учреждений (около 20%) уже накоплен опыт комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья. При этом формы и методы такой работы варьируют в зависимости от штата специалистов, занимающихся этой работой, инфраструктуры и оснащенности образовательного учреждения необходимым и дополнительным оборудованием, выбора методологии и принципов работы;
- в ряде образовательных учреждений акцент работы по сохранению и укреплению здоровья переносится в медицинскую диагностику, оздоровительные и физиотерапевтические и другие лечебные мероприятия. При настоятельной ценности и важности этих вариантов медицинской помощи детям (варианты медицинских центров в школах, медицинских кабинетов и поликлиник в школах) остается не использованным оздоровительный (здоровьесберегающий) потенциал образовательного учреждения.

В каждом образовательном учреждении базовая модель может быть трансформирована в зависимости от актуальных задач условий, потребностей и возможностей данного учреждения.

Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях состоит из следующих блоков:
I блок - здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Блок включает:
- состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;
- оснащенность кабинетов физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
- наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
- наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
- организация качественного питания;
- необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).
II блок - рациональной организации учебного процесса. Блок включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);
- индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.

Анализ здоровьесберегающей деятельности в учреждениях образования показал, что 20% из них ведут комплексную системную работу. В остальных учреждениях - это, как правило, профилактическая работа с учащимися и родителями (более 89% учреждений), специальная оздоровительная работа (3 - 7%), разработка и реализация обучающих программ формирования ценности здоровья и здорового образа жизни (до 30%). Следует признать чрезвычайно важной и полезной координацию работы учреждений образования и здравоохранения. Такое взаимодействие необходимо для объективной и качественной оценки состояния здоровья школьников и соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса.