Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 № 46/19-15

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО Министерства образования РФ
от 24.04.95 № 46/19-15
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Рекомендации адресуются Федеральному экспертному совету по общему образованию Министерства образования РФ, региональным (местным) органам управления образованием, организующим проведение экспертизы новых программ по дошкольному образованию, экспертным комиссиям по аттестации дошкольных образовательных учреждений.
1.2. Целями настоящих Рекомендаций являются регуляция качества дошкольного образования, защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентация работы ДОУ на педагогику развития.
1.3. Настоящие Рекомендации соответствуют стратегии разработки государственных образовательных стандартов дошкольного образования и могут использоваться работниками системы дошкольного образования Российской Федерации в период до утверждения и введения в действие указанных стандартов.

2. ВИДЫ ПРОГРАММ
Программы подразделяются на комплексные и парциальные.
2.1. Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка.
2.2. Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.
2.3. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

3.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ
3.1. Комплексные и парциальные программы для ДОУ должны соответствовать Закону Российской Федерации "Об образовании", Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.
3.2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.
3.3. Программы должны строиться на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
3.4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора парциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.
3.5. Программы должны быть нацелены на:
• развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;
• развитие способностей ребенка;
• формирование творческого воображения;
• развитие коммуникативности.
3.6. Программы должны обеспечивать:
• охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
• эмоциональное благополучие каждого ребенка;
• интеллектуальное развитие ребенка;
• создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
3.7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:
• занятия как специально организованная форма обучения;
• нерегламентированные виды деятельности;
• свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
3.8. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).
3.9. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.
3.10. Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.
3.11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

4. ТРЕБОВАНИЯ К СОЧЕТАНИЮ ПРОГРАММ
4.1. Парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.
4.2. Используемые в педагогическом процессе парциальные программы должны строиться на единых принципах (концепции).
4.3. При использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются дублирование содержания, противоречия в основных принципах (концепциях) данных программ.
4.4. Набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.

5. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ
5.1. Региональные (местные) органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.
5.2. Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способствовать их переутомлению и дезадаптации.
5.3. С учетом социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:
• приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка и пр.;
• проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения;
• отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством;
• обучение национальному языку, знакомство с национально-культурными традициями.

6. ЭКСПЕРТИЗА ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
6.1. Экспертиза комплексных и парциальных программ осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программа (комплексная или парциальная) рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями Российской Федерации.
6.2. Региональные (местные) органы управления образованием могут создавать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования. При этом в случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона (города, района).
6.3. Экспертиза набора парциальных программ осуществляется:
• советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения;
• комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.
Для экспертизы набора парциальных программ дошкольное образовательное учреждение может обратиться в экспертный совет (комиссию) регионального (местного) органа управления образованием, если в регионе (городе, районе) осуществляется практика экспертизы программ дошкольного образования.

Начальник Управления дошкольного образования Р. Б. СТЕРКИНА