Постановка звука «С»
Звук С в норме становится к 4 годам, у некоторых детей раньше. Однако если звука С нет в три года – волноваться рано. Родители могут, конечно, акцентировать на этом внимание, заниматься чистоговорками, поправлять малыша. Логопед будет исправлять ситуацию после 4 лет.
Виды нарушений звукопроизношения
· Сигамтизм. Звук С отсутствует в речи.
· Парасигматизм. Вместо звука С ребенок произносит другой: Ф, Ш или Т.
· Искажение. Вместо чистого С слышится носовой, боковой или межзубный.
· Смягчение. Малы во всех словах произносит звук С мягко, например «сябака».
Как поставить звук С
Постановка звука С идет в три этапа. Их длительность зависит от многих факторов, в том числе от тяжести патологии, желания заниматься у ребенка и возможностей родителей следовать рекомендациям врача-логопеда.
Артикуляционные упражнения для звука С
Подготовительный этап, во время которого малышу рассказывают о предстоящих занятиях в увлекательной форме. Знакомят с понятиями: звук, речь, со строением звуковоспроизводящих органов. Все сведения дают так, чтобы ребенку было интересно. Далее переходят к несложным упражнениям артикуляционной гимнастики. Они укрепляют звукоречевой аппарат и приучают малыша к урокам.
Коррекция логопедом произношения буквы С
На этом этапе специалист подбирает технику коррекции, отталкиваясь от имеющегося дефекта.
Подражание. Используется при незначительных дефектах. Проводится перед большим зеркалом. Логопед и ребенок сидят рядом и смотрят на отражение. Педагог показывает, как правильно произносить звук С:
· нужно открыть рот и улыбнуться;
· сделать язык «блинчиком» и напрячь его кончик;
· упереть кончик языка в нижние резцы;
· подуть на спинку языка.
Если всё сделано верно, должен получиться звук С.
Постановка от опорных звуков. Используется, если малыш межзубный С или мягкий СЬ. Ребенок произносит звук так, как умеет. Логопед оценивает положение языка и корректирует его с помощью подсказок, специальных упражнений или игр.
Механическая постановка. Проводится с использованием предметов: зонда, палочек, зубочисток, спичек. Выбор зависит от предпочтений малыша и целей логопеда.
Автоматизация звука С
После того, как у ребенка стало получаться произносить звук С, необходимо закрепить этот навык, автоматизировать его так, чтобы малыш произносил его верно не задумываясь. Для этого сначала произносят самые разные слоги, затем – слова. После этого – чистоговорки, скороговорки, стихи.
Важно добиться 100% верного произношения в обычной речи. Не бросать занятия до тех пор, пока звук не встанет идеально. Если этого не сделать, произойдет откат и придется начинать всё сначала.