Постановка звука «С»


Звук С в норме становится к 4 годам, у некоторых детей раньше. Однако если звука С нет в три года – волноваться рано. Родители могут, конечно, акцентировать на этом внимание, заниматься чистоговорками, поправлять малыша. Логопед будет исправлять ситуацию после 4 лет.

 

Виды нарушений звукопроизношения

 

·      Сигамтизм. Звук С отсутствует в речи.

·      Парасигматизм. Вместо звука С ребенок произносит другой: Ф, Ш или Т.

·      Искажение. Вместо чистого С слышится носовой, боковой или межзубный.

·      Смягчение. Малы во всех словах произносит звук С мягко, например «сябака».

 

Как поставить звук С

 

Постановка звука С идет в три этапа. Их длительность зависит от многих факторов, в том числе от тяжести патологии, желания заниматься у ребенка и возможностей родителей следовать рекомендациям врача-логопеда.

 

Артикуляционные упражнения для звука С

 

Подготовительный этап, во время которого малышу рассказывают о предстоящих занятиях в увлекательной форме. Знакомят с понятиями: звук, речь, со строением звуковоспроизводящих органов. Все сведения дают так, чтобы ребенку было интересно. Далее переходят к несложным упражнениям артикуляционной гимнастики. Они укрепляют звукоречевой аппарат и приучают малыша к урокам.

 

Коррекция логопедом произношения буквы С

 

На этом этапе специалист подбирает технику коррекции, отталкиваясь от имеющегося дефекта.

 Logoped_Massaj02.jpg

Подражание. Используется при незначительных дефектах. Проводится перед большим зеркалом. Логопед и ребенок сидят рядом и смотрят на отражение. Педагог показывает, как правильно произносить звук С:

·      нужно открыть рот и улыбнуться;

·      сделать язык «блинчиком» и напрячь его кончик;

·      упереть кончик языка в нижние резцы;

·      подуть на спинку языка.

Если всё сделано верно, должен получиться звук С.

 

Постановка от опорных звуков. Используется, если малыш межзубный С или мягкий СЬ. Ребенок произносит звук так, как умеет. Логопед оценивает положение языка и корректирует его с помощью подсказок, специальных упражнений или игр.

 

Механическая постановка. Проводится с использованием предметов: зонда, палочек, зубочисток, спичек. Выбор зависит от предпочтений малыша и целей логопеда. 

 

Автоматизация звука С

 

После того, как у ребенка стало получаться произносить звук С, необходимо закрепить этот навык, автоматизировать его так, чтобы малыш произносил его верно не задумываясь. Для этого сначала произносят самые разные слоги, затем – слова. После этого – чистоговорки, скороговорки, стихи.

Важно добиться 100% верного произношения в обычной речи. Не бросать занятия до тех пор, пока звук не встанет идеально. Если этого не сделать, произойдет откат и придется начинать всё сначала.