Развитие дыхания и голоса

Родителям надо следить за речевым дыханием ребенка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно (в зависимости от возраста от 2 до 6 минут) следующие игры:

1) дуя на легкие шарики, карандаши, катать их по столу; пускать в тазу с водой уток, лебедей, лодки, кораблики; приводить в движение крылья мельницы; сдувать тычинки с созревших одуванчиков; играть на детских духовых музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках);
2) дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, легких бумажных разноцветных птичек;
3) сдувать со стола, с руки снежинки (бумажные), пушинки и т.п.;
4) надувать резиновые игрушки (пузыри, «ути-ути», уток, крокодилов, оленей и т.п.), делать мыльные пузыри;
5) дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю, и т.п.;
6) для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «один», затем «один, два», далее «один, два, три» и т.д., не доводя число слов до перенапряжения (нельзя допускать одышки, багрового покраснения лица). В таком же роде говорить предложение с постепенным наращиванием числа слов в нем.

Перед игрой ставится какая-то задача, цель и вводится элемент соревнования: «Мой пароход направляется в Москву, твой — в Киев. Чей скорее прибудет?» и т.п. Это повышает интерес ребенка к игре.

Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть длинной: 2—3 слова для самых маленьких, 3—5 — для 3—4 лет, 4—6 —для более старших), не торопясь, вдыхать через рот. Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием.

Ребенок, подражая взрослым, вместе с ними поет песенки, декламирует стихи под маршировку с соблюдением правильного дыхания (перед фразой довольно быстрый вдох через рот и медленный спокойный выдох во время произнесения или пения).

Большое наслаждение доставляют нам нежные, чистые и звонкие детские голоса. Для ясной и выразительной речи и хорошего пения необходим гибкий и приятный голос, для пения к тому же — музыкальный слух. Поэтому развитие этих способностей у ребенка тоже требует пристального внимания родителей. При хриплом, глухом, визгливом, грубом или гнусавом, слишком тихом или чрезмерно громком голосе страдает внятность и приятность устной речи. К сожалению, у нас в семьях нередко мало заботятся о голосе, и особенно о его качестве.

Как уже подчеркивалось, с первым криком ребенка перед родителями возникает серьезная задача воспитания культуры детского голоса. Долгий и напряженный крик, доходящий при плохом самочувствии ребенка иногда до «закатывания», чрезмерно напрягает органы речи и может надорвать еще очень нежные и слабые голосовые связки. Голос станет хриплым, срывающимся, ребенок может навсегда лишиться чистого, гибкого и приятного голоса, а следовательно, и хорошей речи. Такой крик отрицательно скажется и на нервной системе. Поэтому необходимо выяснить причину крика и устранить ее (сменить пеленки, согреть и т.п.). Если, несмотря на все принятые меры, ребенок продолжает кричать, надо срочно обратиться к врачу.

К сожалению, многие матери не разбираются в характере крика ребенка. Во всех случаях они объясняют крик младенца тем, что он голоден, и стараются поскорее накормить его. Этим они не только нарушают режим кормления, но и приучают ребенка часто и напряженно кричать. Других же матерей, наоборот, долгий и напряженный крик малыша не беспокоит: «Покричит, устанет и замолчит», — говорят они. Мать не должен беспокоить лишь умеренный крик ребенка, притом если он не связан со сроком кормления или болезненным состоянием.

реден для голоса и нервной системы также излишне громкий и долгий, неудержимый смех. Такой смех надо вовремя прервать, успокоив ребенка или переключив его внимание.

Песни, которые поет ребенок, должны соответствовать возрастному объему (диапазону) его голоса (без слишком высоких или низких нот). Между тем нередко родители втягивают детей в пение народных песен для взрослых. И вот ребенок, изо всех силенок пытаясь выводить ту или иную непосильную для него мелодию, надрывает свой голос. Грешат иногда и некоторые недостаточно опытные учителя пения. Во-первых, они не умеряют при хоровом пении артистического пыла детей, стремящихся перекричать остальных, во-вторых, требуют, чтобы в хоре был слышен голос каждого ученика, — слабому ученику приходится перенапрягать голосовые связки.

Музыкальное сопровождение не должно заглушать пения, чтобы не побуждать этим детей напрягать голос. Без аккомпанемента ребенок лучше прислушивается к мелодии. Полезно временами петь и без слов («ля-ля-ля» и т.п.).

Короче говоря, надо приучать ребенка при всех условиях и видах речи и пения не превышать возможностей своего голоса. В этом отношении большое значение имеет голос окружающих ребенка, которому он невольно подражает. Родители же иногда разговаривают резким и повышенным голосом как между собой, так и с ребенком.
Если ребенок говорит слишком громко, крикливым или резким голосом, то прежде всего надо постараться успокоить его, разъяснить ему, что он может навсегда испортить и даже потерять свой голос, что такой голос неприятен для окружающих. В иных случаях следует обратиться и к врачу-невропатологу.

Ребенку трех—пяти лет полезны игры, в которых приходится говорить тихо или шепотом. Например, игра в «Эхо»: взрослый произносит слово громко, а ребенок повторяет тихо. Полезно произносить уже заученный стишок так: первую строчку взрослый произносит громко, а вторую ребенок произносит тихо и т.д.

При очень тихом голосе, что наблюдается у детей физически ослабленных, робких, следует вовлекать их в игры, в которых требуется громкий голос, например в ту же игру «Эхо», но ребенок изображает человека, а взрослый — «эхо» (ауканье и т.п.); в игры, сопровождаемые громким звукоподражанием («бим-бом», «тук-тук», «ау-ау» и др.). С ребенком, который говорит слишком тихо, лучше разговаривать на большом расстоянии — незаметно для себя он будет усиливать свой голос, то же надо делать и при чтении им стихов или рассказывании. Но никогда не следует принуждать его говорить обязательно громко — он станет избегать разговора или превратится в «молчальника». Ласковость, подбадривание — вот главные рычаги успеха в этом случае.

Детей в возрасте пяти—шести лет полезно приучать к пению, сольному и хоровому, таких песен, которые соответствуют возрастным голосовым и умственным возможностям ребенка (лучше всего на свежем воздухе), но не переутомляя ребенка, к выразительному чтению стихов с соблюдением правил гигиены голоса, к слушанию радиопередач.

Отдельно остановимся на переломе голоса. Все родители, вероятно, замечали некоторые «странности», которые происходят с голосом подростков в возрасте от 12 до 17 лет, чаще всего в 14—15 лет. Перелом голоса происходит оттого, что под влиянием попадающих в кровь выделений (гормонов) из половых желез у детей этого возраста, особенно у мальчиков, быстро развивается орган голоса — гортань (у мальчиков резко выпирает наружу кадык). В результате этого голос сильно понижается. А так как в гортани в этот период голосовые связки отекают, на них накапливается много слизи, то голос звучит хрипло; происходят неожиданные переходы от самого низкого к самому высокому тону, до писка, голос становится грубым, негибким, хриплым, словно у молодого петушка; при пении подросток не попадает в тон. Перелом голоса в среднем длится от 3 до 6 месяцев, и голос у мальчиков снижается до 8 и более тонов: дискант и альт переходят постепенно в тенор, баритон или бас. Бывает, что на первых порах мать по голосу не узнает своего родного сына. У некоторых подростков этот перелом происходит почти незаметно, и голос, как почти у всех девочек, понижается лишь на 2—3 ноты. При неблагоприятных условиях перелом или совсем не происходит и голос на всю жизнь остается детским, или же переломный период затягивается на многие годы, а иногда даже «петушиный» голос остается на всю жизнь.

Родители и педагоги должны внимательно отнестись к периоду становления голоса у детей и предупредить появление упомянутых дефектов. Это подчас трудно, потому что в период полового созревания нервная система у подростков напряжена, у них появляется повышенное самолюбие, болезненная мнительность, обидчивость, ревнивое отстаивание своей самостоятельности, а отсюда и появление упрямства, порой даже грубости. Сам «петушиный» голос нервирует подростка, и всякие шутки, насмешки, а иногда упреки еще более усиливают его нервозность, тем самым углубляя дефекты голоса, которые могут закрепиться навсегда. Поэтому взрослым надо быть особо осторожными в своих высказываниях о переломе голоса у подростков. Никаких упреков и шуток, казалось бы, самых безобидных! Надо успокоить подростка, объяснить ему причину такого состояния и уверить, что это естественная и временная перестройка.

Необходимо, чтобы подросток на время прекратил всякое пение, декламацию, избегал громкой речи, по возможности вообще меньше говорил, оберегал горло от простуды. Особенно чутко надо относиться к бурно перестраивающейся психике юноши или девушки, заботясь об укреплении их напряженной, неустойчивой нервной системы. Если период перелома голоса затянется на много месяцев, необходимо следить, чтобы юноша говорил ровным, более низким голосом, обратиться за консультацией к логопеду.

Чем строже будут выполняться эти условия, тем скорее и легче произойдет перелом голоса, а главное — он сохранит мелодичность и гибкость, необходимые как для речи, так и для пения.
Таким образом, чтобы правильно руководить формированием речи ребенка, родители должны ясно представлять себе ее механизмы, знать основные требования к ее развитию и охране.

Прежде всего необходимо следить, чтобы произносимое ребенком слово было понятно. А для этого обязательно, чтобы произносились все его звуки. Но этого мало: надо, чтобы ребенок произносил каждый звук правильно, четко, достаточно громко и умело соединяя (сливая) их друг с другом, притом в определенном порядке. Кроме того, каждое слово надо произносить с правильным ударением (не все равно «замок» или «замок») и выговаривать его с умеренной скоростью (не очень быстро, но и не слишком медленно).

Наконец, чтобы речь выражала особенно точно наши мысли и чувства, она должна быть выразительной, т.е. произноситься то с повышением, то с понижением голоса, то громче, то тише, то быстрее, то медленнее и с разными оттенками тембра голоса (жестко, мягко и т.п.).
Правильная, красиво звучащая речь доставляет нам наслаждение своей своеобразной музыкальностью, как музыка или пение. Поэтому речевой голос должен быть музыкальным, приятным на слух.

Решающую роль в формировании правильной речи ребенка играет речь окружающих его людей. Взрослые должны говорить с ребенком простым, понятным ему языком, правильно, четко произнося каждый звук, правильно ставя ударение. Следует подбирать простые по построению, немногословные предложения, делая между ними небольшие остановки: говорить не спеша, в умеренном темпе, выразительно (подчеркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства), приятным, мелодичным, «теплым» голосом. Нельзя упускать из виду Голос же лучше всего звучит, когда человек находится в хорошем настроении. При дурном настроении, особенно при гневе, голос подчас становится визгливым, а звуки речи разорванными, жесткими. Это, конечно, является вредным примером для ребенка, не говоря уже о травмирующем действии такой речи на его психику.

Нельзя допускать, чтобы ребенок прерывал говорящего. Это не только вредит воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но вредит четкости и тону речи.
Надо избегать в разговоре с ребенком или при нем употребления грубых слов, ненужного употребления уменьшительных и ласкательных суффиксов («ладненько», «чудненько», «приветик»), а также некстати повторяемых звуков и слов («э-э-э», «значит», «знаешь», «понимаешь», «так сказать», «собственно говоря», «можно сказать», «видите ли», переходящих в речи в бессмысленные: «таска», «собственновря», «москать», «винтьли»), жаргонных выражений («пока» вместо «до свидания», «железно», «мощно», «мирово»).

С ребенком надо говорить в меру громко, но не крикливо, отчетливее произносить трудные для него звуки, повторять, подсказывать слова с этими звуками. Впервые произнося незнакомые ребенку слова, необходимо четко повторять их почаще в разных комбинациях и с разными чувствами. Например: «вот шар», «на шар», «ай, да шар», «дай Вове шар», «шар, шар, твой шар», «шар упал» и т.д.

Мы уже говорили, как тяжело дети переживают дефекты своей речи. Поэтому вредно в присутствии ребенка говорить с окружающими о его речевых недостатках, выражать по этому поводу свое огорчение и отчаяние. Говоря об этих дефектах, нельзя употреблять укоренившиеся неправильные и обидные для детей определения их физического недостатка, как, например, «заячья губа», «волчья пасть», или «волчий зев», «собачий», или «бульдожий», прикус, а также «заика», «гнусавый», «картавый», «шепелявый» и т.п.

Приведем случай из нашей практики. Недостаточно чуткий врач, осмотрев ребенка с расщелиной нёба, заявил при нем матери, что тот не может правильно говорить, потому что у него «волчья пасть». Мальчик, который до этого достаточно понятно говорил, настолько был потрясен этим «открытием», что сразу же потерял дар речи, онемел. На вопросы логопеда, к которому впоследствии обратилась мать за помощью, вместо ответа бедняжка написал: «Я говорить не могу, у меня „волчья пасть"». Поэтому в случае необходимости рекомендуем пользоваться только терминами, применяемыми в данной книге: «расщелина нёба или губы», «неправильная челюсть» и т.д., а в отношении речи: «Коля еще неправильно говорит звук р» и т.п. Если же об этом говорится при ребенке, то обязательно надо говорить: «Он скоро будет говорить как следует».

В заключение скажем несколько слов о предупреждении недостатков чтения и письма. Случается, что первоклассники огорчают родителей двойками по чтению и письму. Способные, сметливые, живые ребята, а грамота не дается! Мы не говорим здесь о патологических случаях. Между тем нам известны многие семьи, в которых из рода в род, «по наследству», как они говорят, все дети легко усваивают не только чтение, но, что особенно важно, грамотное письмо («без всякой грамматики пишут без ошибок»).

Такая «врожденная» грамотность может быть объяснена, во-первых, сильно развитым зрительным вниманием и памятью: стоит ребенку раз увидеть правильно написанное слово, чтобы оно надолго запечатлелось в его мозгу; во-вторых, родители этих детей уже в раннем возрасте играют с ними в звуки и слова. Одна мать рассказала нам, что часто, забавляя своего трехлетнего малыша, спрашивала, что он слышит в слове «ау», «мама» и т.п., в начале, в конце; а в пять-шесть лет — какой первый, третий, последний звук в данном слове, или предлагала придумывать слова с определенным звуком (на с, нар и т.д.). Четверо ее детей и внук в школе с первого класса писали орфографически абсолютно правильно.

Еще до анализа звуков речи следует приучать ребенка уже на третьем году жизни по слуху различать звуки (карканье вороны, кукование кукушки, пение жаворонка, петуха, кудахтанье курицы, вой ветра, шум леса, шум приближающегося поезда, гудки поезда, завода, парохода, мычание коровы, ржание лошади, блеяние овец и т.д.). Можно проводить и такую игру: позвонить в колокольчик или электрический звонок, потрубить в детскую трубу, а затем, попросив ребенка отвернуться, повторить один из этих звуков и предложить ему отгадать, что звучит: колокольчик, труба, электрозвонок. Можно приучить таким же образом различать стук по столу или по шкафу, оконному стеклу и т.п. Подобные игры одновременно развивают и слуховое внимание, что очень полезно как для речевого анализа, так и для развития слуха, а значит, и для выразительной речи. Дети любят игры, помогающие различать звуки речи, а следовательно, правильно читать и писать.

Хватцев М. Е.

Нужна консультация невролога? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».