Методика устранения гнусавости

логопедические занятияПри открытой гнусавости самое главное — научить гнусавого выдыхать через рот. Для этого предлагается надувать щеки, мыльные пузыри, задувать огонь свечи, сдувать со стола разные вещицы. Для развития гибкости мягкого нёба полезно играть в позевывание («спать хочется»), приучать глотать молоко, чай, кисельки возможно меньшими порциями («капельками»), также глотать слюнки («хочется кушать»).

Второй важный момент — приучение такого ребенка к речи медленной, громкой, отрывистой, подчеркнуто четкой, с широким раскрыванием рта. На первых порах полезно, чтобы ребенок каждый слог сильно отбивал руками, напрягая мышцы всего тела. Одновременно с этими известными уже приемами устраняются и недочеты в произношении отдельных звуков. В некоторых случаях вначале приходится направлять воздух в рот, зажимая нос пальцами. Полезно упражнять таких детей в четкой шепотной речи: усиленная артикуляция уменьшает гнусавость. Одновременно развиваются слуховые дифференцировки: ребенка приучают различать свой гнусавый голос от чистого. Сначала ребенок прислушивается к голосу воспитателя, который говорит то чисто, то гнусаво, а затем определяет, хорошо или плохо говорит воспитатель. Такие упражнения особенно полезны при функциональной гнусавости. Устранение открытой гнусавости требует длительной и систематической работы.

В случае расщелины нёба предварительно следует направить гнусавого к врачу, который протезирует или оперирует щель.
При закрытой гнусавости главное — операция или лечение. Когда после этого воздух может свободно проходить через нос, приучают ребенка дышать сначала с закрытым ртом, а затем в таком же положении рта произносить долгое м, после чего слитно с затяжкой звук м с гласными: м-а, м-о. Далее произносится ма, мо. После этого: а-м, о-м, ам, ом, ма, мо, наконец, слова с м. В таком же роде обучаются и произношению звука н (но при открытом рте и обязательно после усвоения м).