Магазин и Учебный центр: +7 (495) 223-24-05
Речевой центр: +7 (495) 656-65-82
Заказать звонок

«Ваша речь — в Ваших руках!»                                                                 Магазин «Все для логопеда»
Магазин

Коррекция нарушений чтения и письма


В последнее время все чаще за логопедической помощью обращаются молодые люди от 20 до 35 лет. Это, в основном, работники коммерческих фирм, начинающие топ менеджеры, студенты, чья будущая специальность будет связана с умением правильно говорить и работать с документами. Жалобы одинаковы у всех - плохо читаю, пишу с огромным количеством ошибок.

Вот несколько примеров:

Юлия, 17 лет
Заканчивает 11 класс, уже два года учится на подготовительных курсах, чтобы поступить на факультет журналистики в МГУ.
По словам мамы, Юля с 1 класса имела большие проблемы в школе с письмом и чтением. До школы научиться читать девочка так и не смогла, и в 3 классе читала еще по слогам. На консультации одиннадцатиклассница читала, как ученица 2-3 класса. Слова угадывались, окончания слов изменялись, понимания прочитанного не было.
Самое удивительное и печальное, что поразило меня, как специалиста - это то, что за столько лет НИКТО НЕ ЗАБИЛ ТРЕВОГУ, НЕ ОТПРАВИЛ МАМУ С РЕБЕНКОМ К СПЕЦИАЛИСТУ. И сами родители тоже проявили непозволительную беспечность. А теперь, выбрав профессию, связанную с письменной речью, Юля столкнулась с очень серьезными проблемами. Думаю, что эта профессия не для нее.

Виктор, 26 лет
Принят на работу менеджером в небольшую, но перспективную рекламную фирму. Сейчас Виктору приходится много читать и писать, а это всегда вызывало у него большие трудности. К счастью, есть компьютер, но с его ошибками не справляется даже "редактор". В школе занимался с логопедом - немного во 2 классе и немного в 4 классе. Только занятия были не систематическими, от случая к случаю. Домашние задания почти не выполнялись. Окончил институт, по его мнению - чудом. Обратился за помощью, так как проходит испытательный срок и боится, что его не оставят в фирме.

Анна, 26 лет
Студентка 4 курса юрфака. В школе все время были проблемы с письменной речью, особенно с чтением. Но училась неплохо, пользовалась компьютером, диктофонами. У учителей находила понимание, но, к сожалению, никто из них не посоветовал ей обратиться за помощью к специалистам. В настоящее время хочет улучшить письмо и чтение, так как понимает, что выбранная ею профессия требует хорошего владения письменной речью. Кроме высокого уровня мотивации, у Анны хорошая память, высокий уровень произвольности. Есть шансы, что она в большой степени справится с проблемой.

У всех этих молодых людей естественно возникал вопрос - ПОЧЕМУ? В чем причина проблем, которые отравили этим людям все школьные годы?

Ответ надо искать в детстве. В том периоде, когда формировался и развивался мозг, когда ребенок осваивал свой родной язык. Необходимо проанализировать все случаи заболеваний, травм, вирусных инфекций. Обязательно поинтересоваться, как общались с ребенком, ползал он или нет, не был ли ограничен в подвижности, достаточно ли с ним разговаривали и многое другое. Все это должны были сделать специалисты - логопеды и психологи, а к ним ребенка и его родителей должны были отправить учителя, так как они первые люди, которые не только способны заметить тревожные симптомы, но и понять то, что к подобному состоянию слова "ЛОДЫРЬ, НЕ ХОЧЕТ, НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ" не имеют никакого отношения. Этим молодым людям в начальной школе очень не повезло - рядом не оказалось внимательного, ответственного учителя.

Что делать сейчас? С чего начать?

Ни в коем случае нельзя опускать руки и говорить, что уже поздно что-то делать. Конечно, чем старше человек, чем больше запущена проблема, тем тяжелее с ней справиться. Думаю, что, не всегда, спустя столько лет, можно решить проблему письма и чтения полностью. И я бы не стала слепо верить специалистам, которые обещают 100% успех в исправлении дисграфии и дислексии, даже у детей, не говоря уж о взрослых. Слишком плохо еще изучены эти нарушения, слишком много задействовано факторов, влияющих на исход работы.

Думаю, что подошел бы следующий план действий.

С помощью специалистов разобраться в причинах и механизмах, которые привели к теперешнему состоянию. Для этого надо обратиться не просто к логопеду, а к опытному логопеду, занимающемуся проблемами нарушений письменной речи. Если такой логопед одновременно не является и психологом, то хорошо бы, чтобы консультацию провели два специалиста - логопед и психолог. Необходимо выявить особенности развития человека, его познавательной сферы, тип мышления, эмоционально-волевые качества и многое другое. Знания всего этого поможет не только понять причины нарушений, но и составить адекватную коррекционную программу.

Часто просят дать список литературы по дисграфии и дислексии для самостоятельных занятий. Это вызвано тем, что молодые взрослые люди стесняются своих трудностей, не хотят выносить их на "обозрение". Я бы не стала советовать взрослым, имеющим проблемы с чтением и письмом, пытаться самостоятельно решить проблему. Можно потерять еще больше времени. Тем более, большинство приемов, рассчитанных на школьников, абсолютно не подходят для коррекционных занятий со взрослыми. И помните, вся информация, касающаяся вас и занятий с вами, является конфиденциальной, и специалисты не имеют права разглашать ее. Это вопрос профессиональной этики. Так что, не стесняйтесь и не бойтесь, что о ваших проблемах будет известно чужим людям.

Кроме логопеда и психолога может понадобиться помощь опытного учителя русского языка, знакомого с проблемами нарушений письменной речи. Причем, этот учитель должен с логопедом и психологом прийти к общему мнению по поводу путей решения проблем. В идеале, конечно, хорошо бы найти все в одном лице, но таких специалистов мало. Искать надо среди учителей русского языка, работающих в речевых школах.

Следует понимать, что стандартными способами проблемы не решить. Заниматься коррекцией нарушений письма и чтения - это не значит "больше читать и больше писать". Совсем, даже, наоборот. Вы будете удивлены, но тому, кто решит заниматься, придется выполнять серии специальных двигательных упражнений, играть, вспоминать свое детство.
Если вы начинаете заниматься, необходимо верить, что улучшение обязательно будет. Это не значит, что какую бы профессию вы не выбрали, вас на этом поприще ожидает успех. Нет, далеко не так. Надо быть готовым к тому, что, возможно, придется изменить свои планы. Точнее определиться поможет психолог с помощью специальной программы по профориентированию. Помните, что вы, как и многие другие, несмотря на проблемы, можете добиться в жизни больших успехов. Тому много примеров, о которых вы, наверняка, уже читали.

Не рассчитывайте на легкую и быструю победу. А самое главное, готовьтесь к систематической ежедневной работе. Если, неделю-две выполняя все необходимое, вы решите, что можно теперь и пропустить денечек, затем два и т.д., то можно сразу бросать все занятия - толку не будет.

Пробуйте писать стихи или, хотя бы, заниматься рифмовкой слов или словосочетаний. Это полезное занятие для улучшения чтения.

Я не описываю здесь методические приемы коррекционной работы со взрослыми, потому что единых рецептов нет. Только после детального обследования, проведенного опытными специалистами, можно вместе с вами составить дальнейшую программу действий.

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
ВЕРЬТЕ В СВОИ СИЛЫ И СПОСОБНОСТИ!

Логопед в/к, практический психолог
Свободина Наталья Генриховна

psilogosn@mail.ru

Звоните:

(495) 223-24-05
(985) 922-56-60
(925) 585-49-35

Приезжайте:

Офис № 2: Москва, ул. Енисейская, д. 1, строение 2, офис 2101

Время работы с 9.00 до 19.00 ежедневно без выходных и перерыва

Пишите: logopedplus@yandex.ru


ВХОД ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Логин
Пароль

Задать вопрос ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ Подписка на рассылку

НОВОСТИ

03.11.2017
Речевой центр Логопед плюс на фестивале «Учительская книга-2017» от Издательского Дома «Первое сентября»

2 ноября мы приняли участие в Фестивале «Учительская книга-2017» от Издательского Дома «Первое сентября» в стенах гуманитарного корпуса МПГУ.
Этот день был посвящён Начальной школе, дошкольному образованию, педагогике, психологии, воспитанию и здоровью детей. Участники фестиваля получили возможность посетить интересные лекции, мастер-классы и семинары, пообщаться с методистами и авторами учебников, а так же приобрести все самое полезное для работы на выставке-ярмарке.
А мы увиделись с нашими постоянными слушателями, чему были безгранично рады!
Встретились с педагогами начальной школы и дополнительного образования, воспитателями и психологами, логопедами и дефектологами.
Познакомились со студентами и начинающими логопедами, которые только открывают для себя этот удивительный и загадочный мир под названием ЛОГОПЕДИЯ.
И поскольку наши выезды на подобные фестивали уже становятся доброй традицией хотим сказать - до новых встреч, друзья!
Смотрите нашу фотогалерею

Подробнее...
16.10.2017
Технические работы на сайте

Уважаемые коллеги и покупатели нашего интернет-магазина!
В период с 16.10.2017 по 20.10.2017 на нашем сайте идут технические работы.
Оформление заказа в интернет-магазине в этот период может не работать или работать некорректно.
Благодарим за понимание!

Подробнее...
11.10.2017
Приглашаем на работу логопедов

Речевой центр "Логопед плюс" приглашает на работу логопедов с опытом работы от 5 лет, проживающих на Северо-Востоке Москвы. Место работы - район метро Свиблово.
Звоните по телефону: +7 (495) 656-65-82, +7 (495) 656-67-29

Подробнее...
Все новости